1 июля 2019

«В России 1% воспитанников детдомов поступают в вузы. Участники нашей программы — в 54% случаев»


Источник: vc.ru

Как ИТ-платформа фонда «Арифметика добра» мотивирует детей учиться.
Материал подготовлен при поддержке фонда «Арифметика добра».

В российских детдомах живет 48,8 тысяч детей, 80% из них — подростки. Государство даёт им образование, льготы на поступление, многие даже получают квартиры. Но бюджетные деньги расходуются неэффективно: по статистике только 10% выпускников детских домов социализируются. Дети не знают, как вести быт, как устраиваться на работу, оплачивать счета, создавать семью. Льготы на поступление в вузы используют меньше 1% выпускников.

У воспитанников детских домов большие пробелы в образовании — бывает, они плохо читают в 18 лет.

И это не связано с «плохими генами», просто обычные школьные занятия таким ребятам не подходят. В детском доме дети постоянно сталкиваются с нестабильностью: персонал часто меняется, нет близких взрослых, детей переводят из группы в группу по возрасту. У них повышен кортизол — гормон стресса. Вместе с ростом кортизола падает мотивация учиться. Организм ребёнка занят выживанием.

Образовательная программа «Шанс»

В 2015 году фонд «Арифметика добра» запустил образовательную онлайн-платформу «Шанс», чтобы помочь ученикам 8–11 классов подтянуть предметы, подготовиться к экзаменам, поступить в колледжи, техникумы и университеты. Профессиональные педагоги занимаются с детьми по видеосвязи. Обычно дети учатся в программе 2–3 года, чтобы комплексно улучшить успеваемость. К ОГЭ и ЕГЭ по базовым предметам удаётся подготовить ребёнка даже за год.

Для многих детей это первый опыт индивидуального общения со взрослым — почти всё время они проводят в группе. Задача педагога — не только объяснить свой предмет, но и стать близким человеком, слушать ребёнка, доказать что у него всё получится. И быть готовым отвечать на неожиданные вопросы не по теме — «А сколько зарабатывает ваш муж? Как вы относитесь к Стивену Кингу? Вы прогуливали уроки? Какую музыку вы слушаете? А вы не устаёте с нами заниматься?»

Как мотивировать учиться с помощью игровых механик

Платформа построена на рейтинговой системе, каждый ученик набирает баллы в процессе обучения. На примере виртуальных бонусов дети учатся пользоваться деньгами. Баллы можно заработать по-разному — например, если вовремя пришёл на урок, закончил тест, сделал домашнее задание, поучаствовал в тренинге.

Баллы делятся на юлиты и старлайки:

  • Юлиты — бонусы, которые можно тратить на подарки: толстовки, мячи, книги, колонки, билеты в кино. Дети копят юлиты в юлитбанке и следят за ними, как за настоящим денежным счётом — были случаи, когда кто-то списывал чужие баллы.
  • Старлайки — десятипроцентные бонусы от заработанных юлитов. Их нельзя тратить, но можно дарить — подаренные старлайки на счету друзей превращаются в юлиты. Это важно, чтобы дети учились делиться.

Геймификации не только мотивирует детей учиться, но и экономит деньги фонда. Опоздания и прогулы сократились в два раза — не приходится оплачивать пропущенные занятия.

Как устроена онлайн-платформа

Евгений Валуйский, руководитель ИТ-проектов фонда «Арифметика добра»:

Мы долго подбирали сервисы, чтобы реализовать все свои идеи. Это было непросто. Например, мы хотели не только проводить занятия, но и хранить записи всех уроков. Для этого нужны значительные вычислительные мощности серверов. Пиковая нагрузка — до 120 уроков одновременно. Каждый урок требует как минимум 2 гигабайта оперативной памяти, жёсткий диск на 10 гигабайт и канал связи.

У нас было два варианта:

• Купить или арендовать серверы и разместить их в дата-центре.

• Найти сервисы, через которые можно арендовать нужную мощность поминутно.

Покупать серверы было слишком дорого, а в 2017 году модель поминутной оплаты никто в России не предлагал. Поэтому мы развернулись на зарубежных провайдерах облачных инфраструктур — DigitalOcean и OVH.

Всё работало хорошо, но в апреле 2018 года Роскомнадзор заблокировал почти все IP-адреса DigitalOcean и 10-20% OVH. Каждый запуск урока стал похож на лотерею — мы не знали, попадёт выданный IP под блокировку или нет.

К тому времени в РФ уже начали появляться сервисы с моделями pay-as-you-go, где можно платить только за мощность, которую использует клиент. У нас ушло около недели, чтобы в авральном режиме перенести инфраструктуру в Россию. Мы использовали открытую платформу OpenStack — это упростило миграцию.

Мы нашли нужный сервис и смогли так же запускать виртуальные серверы для уроков через API, но уже в России. Теперь можем за несколько минут развернуть нужный образ с набором серверных программ в необходимой конфигурации. Так можно проводить и тысячу уроков в день без проблем масштабирования

Сейчас к платформе подключено 102 детских дома. В день проходит до 250 уроков, многие дети продолжают учиться даже летом.

Данные всех участников записаны в CRM-системе, которую разработал фонд. За работой 117 преподавателей и тысячи учеников в день следит один человек.

На платформе у каждого есть личный кабинет — дети и преподаватели отмечают удобное время уроков, и на основе этих данных автоматически формируется расписание. Если урок нужно перенести, достаточно отметить это в графике, и всем участникам — ученику, куратору и преподавателю — придёт SMS. Если ученик опаздывает на занятие, куратору придёт SMS, и он сможет быстро выяснить, почему ребёнок опоздал, и всё ли у него хорошо.

Дети занимаются с преподавателями в браузере по видеосвязи с интерактивной доской и текстовым чатом. В системе хранятся записи всех уроков: любую можно открыть и пересмотреть.

Есть библиотека, в которой лежит весь материал по предметам. Преподаватели оставляют на платформе домашнее задание, тесты и опросы. Документооборот и отчёты тоже автоматизированы.

Юлия Трофина, руководитель программы «Шанс»:

Благодаря онлайн-формату платформы мы можем подключать к программе удалённые от больших городов детские дома. Сейчас мы работаем с 29 регионами России. Технически мы можем охватить значительно больше детей, но таких планов пока нет, потому что качественная помощь — это не только онлайн-уроки, но и офлайн-работа через тренинги.

В России меньше 1% воспитанников детских домов поступают в вузы. Наша программа значительно увеличивает их шанс получить высшее и средне-специальное образование.

В 2018 году из 400 выпускников программы 316 пошли учиться дальше: в вузы — 54%, в ссузы (туда поступают после девятого класса) — 96%.

Екатерина Фролова, выпускница Республиканского детского дома в Ижевске, 19 лет:

Я стала заниматься на платформе с седьмого класса. Обычно в программу берут с восьмого, но для меня сделали исключение. Сначала не очень хотелось — я не понимала, зачем это нужно. Но решила попробовать.

На платформе я стала брать уроки математики, русского, английского, химии, биологии. В школе мне часто говорили, что экзамены я не сдам. А преподаватели платформы сделали так, чтобы я сама в себя поверила. Я стала учиться лучше, всё отлично сдала и поступила в педагогический колледж УРСПК на учителя физкультуры. Я и сейчас занимаюсь английским на платформе.

Помимо уроков я участвовала в тренингах — училась общаться, правильно распоряжаться деньгами. Нас знакомили со специалистами из разных областей. И теперь, после выпуска, я тоже иногда участвую в тренингах, но уже как специалист — рассказываю ребятам, как стать профессиональным спортсменом.

Помочь детям-сиротам правильно

Сотни организаций проводят акции, собирают деньги, отправляют волонтёров и дарят подарки детским домам. Но детям нельзя помочь за один день, месяц или акцию. Нужна системная работа, чтобы восполнить пробелы из-за отсутствия родителей и их заботы.

Лучшая помощь — дать возможность получить образование. Помогать лучше через проверенные фонды, которые вкладывают деньги в социализацию и обучение детей. Можно оформить регулярный платеж в банковском приложении или на сайтах фондов — благодаря таким пожертвованиям организации доводят начатые проекты до конца.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору