13 ноября 2023
Автор: Александра Мильто

«Талантливая девочка ищет семью»


Помочь ребёнку из детского дома обрести семью Людмила решила ещё в юности. Видела себя с малышом, но в итоге они с мужем приняли в семью девочек 9 и 16 лет. Непонимание близких людей и сложности подросткового периода не остановили Людмилу: для неё помощь подростку встать на ноги — это вклад в будущее не только ребёнка, но и общества, в котором нам всем предстоит жить. 

«Я выросла в западной Сибири, но уже много лет мы с мужем живём в Москве. Получила два высших образования: одно в сфере экономики, другое — в юриспруденции. Сейчас работаю с финансами и налогами. 

Когда-то занималась волонтёрством: раздельным сбором мусора и уборкой лесов, потом вместе с инициативной группой ездила в детские дома. Мы старались сделать для детей что-то полезное, не просто подарки привезти, а организовать какое-то мероприятие, дать навыки и знания им. 

Со временем стало понятно, что такая деятельность ничего принципиально не меняет в жизнях детей. И я задумалась о приёмном родительстве.

Это было не впервые: я с детства с мамой смотрела популярную передачу, где показывали детей-сирот и искали им родителей. Уже тогда мы обсуждали, как этим малышам нужны мамы, как тяжело расти в учреждении на чужих руках. Тогда мама так и не решилась принять ребёнка в свою семью, а когда я выросла и у нас с мужем начались трудности с рождением кровного ребёнка, снова вернулась к мысли о приёмном.

2400-RAD-20230820-A-Dobra_Taya-Ludmila-2551.jpg

Андрей — муж — меня поддержал, мы окончили школу приёмных родителей, собрали документы и даже получили заключение на малыша, но забрать его у нас не получилось. К этому времени мы уже ждали нашего кровного сына Игоря, и снова пришлось отложить на время решение стать приёмными родителями. 

Сразу после ШПР мы решительно были настроены на малыша: казалось правильным принять ребёнка без тяжёлого “багажа” и воспитать согласно своим представлениям о жизни. Когда Игорь подрос, я поняла, что в этот период мне уже не хочется возвращаться: не было ресурса на то, чтобы всю себя отдавать маленькому ребёнку. Но желание стать приёмной мамой, кому-то помочь, — оно не пропало. 

В одной из социальных сетей я была подписана на журналистку, которая помогала сиротам найти родителей. Однажды увидела пост: талантливая девочка ищет семью в Москве. Так я впервые услышала о Таисии, моей старшей дочке.

Таисия действительно талантлива: она прекрасно поёт, стала призёром музыкального форума Леонида Агутина для детей с опытом сиротства. Там, на конкурсе, она познакомилась с Анастасией Михайловной, которая стала её музыкальным руководителем. Анастасия Михайловна не только с музыкой помогала Тасе, но и с поиском семьи. Я связалась с ней, и вскоре уже созвонилась с девочкой по видеосвязи.

Таисия жила в детском доме на другом конце страны — в Хабаровске, ей было 16 лет. Девочке нужна была семья, а мы готовы были заботиться о ней. Стали созваниваться, склонялись к тому, чтобы лететь к ней, и вдруг узнали, что у Таисии есть сестра — девятилетняя Соня. Это стало неожиданностью, но мы уже настроились стать семьёй для одной, поэтому приняли наличие сестры и я полетела в Хабаровск. 

Сначала мы забрали Таисию, Соня в семью пришла чуть позже. Наше окружение на решение принять девочек в семью отреагировало прохладно: подруги не поняли, зачем нам это надо, моя бабушка отговаривала, считала, что я только лишних проблем себе найду. Но мы с Андреем не привыкли менять свои планы из-за мнения окружающих, поэтому ни с кем не советовались и не просили одобрить. 

2400-RAD-20230820-A-Dobra_Taya-Ludmila-2542.jpg

В октябре будет год, как Тася живёт с нами. Я знала, что будет непросто — всё-таки сформировавшийся уже человек едет в нашу семью. Старалась не строить никаких предположений, как всё будет, чтоб не разочароваться, но всё равно ждала, что ребёнок будет спокойнее, что будет больше уважения. Но она же подросток, смена настроений — это нормально в такой период. Этим Таисия не сильно отличается от своих сверстников, выросших в семьях. 

У Таси остались привычки, приобретённые в детском доме: помыть только свою тарелку, купить что-то только для себя. 

Ещё Таисия совсем не умеет обращаться с деньгами, у неё нет навыка финансового планирования: если есть деньги, значит, можно тратить всё.

Я стараюсь научить её рационально обращаться с деньгами, это умение понадобится, когда она будет жить самостоятельно. 

Да, подростка не воспитать с чистого листа, его нельзя под себя подстроить. Наша задача — показать, что такое семья, как жить самостоятельно, как выходить из конфликтов. Подготовить к взрослой жизни. С подростками нужно терпение и понимание. Нам очень помогает “Арифметика добра” — мы работаем с психологом фонда, обращались к нейропсихологу, ходим на мероприятия для родителей: например, тренинг по конфликтам был очень полезен. А ещё очень важно встречаться с людьми, которые проходят через то же, что и ты — для этого в фонде работает клуб приёмных родителей. Эти встречи помогают понять, что всё идёт так, как должно, никакой катастрофы не происходит. 

Я думаю, что опыт воспитания собственных подростков очень важен для родителей, которые хотят принять в семью подростка из детского дома. Он поможет разобраться со многими трудностями. А ещё важно оценить свой ресурс и, если необходимо, сначала восстановиться самому, а потом помогать тому, кто в тебе нуждается».


Устройство в семью подростка — сложный, длительный процесс. Около года работы специалистов уходит на то, чтобы правильно подобрать семью ребёнку, сопроводить процесс семейного устройства и поддержать семью в период адаптации. Делая благотворительное пожертвование, вы помогаете ещё одному подростку взрослеть в семье, а не в детском доме.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору