+7 (495) 995-76-43
Русский English
ру | en

СДВГ и тревожные расстройства: как распознать и к кому идти за помощью

Автор: Андрей Сорокин, психолог

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) и тревожное расстройство — довольно распространенные диагнозы среди приемных детей и подростков. Их внешние проявления нередко очень похожи, и только верная диагностика позволяет подобрать правильное лечение и средства психолого-педагогической реабилитации.

Подросток с симптомами СДВГ, как правило, имеет не лучшую репутацию в школе. На уроках он неусидчив и постоянно отвлекается, крутится, ерзает на стуле, или у него, наоборот, нет сил на работу в классе и он вялый и малоподвижный. Его тетради пестрят ошибками, а учителя постоянно жалуются: «не работает на уроке, не слушает учителя, мешает товарищам». Подросток легко раздражается, часто неадекватно и слишком импульсивно реагирует на замечания.

Раньше в таких случаях одной из первых гипотез, которая возникала у взрослых, была гипотеза о том, что что-то не так с условиями воспитания или обучения ребенка. Учителя обращались к родителям с призывом «объяснить ему, быть с ним построже, требовать», родители в свою очередь говорили о том, что «учитель должен замотивировать их ребенка, лучше поддерживать дисциплину в классе, завоевать авторитет».

Сейчас, несмотря на то, что бывают случаи, когда такое поведение ребенка связано с особенностями воспитания или же особенностями стиля общения педагога, в целом родительское и педагогическое сообщество стало начитаннее и гиперактивность стала очень популярным диагнозом, которым легко оперируют родители и педагоги. Нередко на приеме я слышу от родителя: «Он у нас гиперактивный», и каждый раз уточняю, был ли этот диагноз поставлен врачом или же родители используют это слово для обобщения своих наблюдений.

Важно понимать, что СДВГ — это медицинский диагноз, и поставить его может только врач.

Критерии диагноза СДВГ прописаны в Международной классификации болезней (МКБ-10). На эти критерии опираются врачи при постановке диагноза, на них также могут обратить внимание родители.

Невнимательность/дефицит внимания:

• часто неспособен внимательно следить за деталями, совершает беспечные ошибки в школьной программе, работе или другой деятельности;

• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;

• часто заметно, что ребенок не слушает, что ему говорят;

• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за протестного поведения или неспособности понять инструкции);

• часто нарушена организация заданий и деятельности;

• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

• часто легко отвлекается на внешние стимулы;

• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность:

• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;

• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;

• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность:

• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);

• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Диагноз СДВГ ставится не ранее 5-6-летнего возраста.


Как мы видим, для постановки диагноза СДВГ необходим комплекс симптомов, состоящих из дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. В ряде случаев дети не получают данного диагноза, так как каждое расстройство может присутствовать независимо от других, то есть, гиперактивность не подразумевает дефицита внимания или импульсивности.


Все дети с диагнозом СДВГ соответствуют следующим критериям:

1. По меньшей мере, шесть симптомов снижения внимания.

2. Не менее шести симптомов импульсивности или гиперактивности, либо и импульсивности и гиперактивности.

3. Симптомы проявляются не менее шести месяцев.

4. Некоторые симптомы должны быть выявлены до 7 лет.

5. Некоторые симптомы должны присутствовать в двух местах: дома и в школе.

6. Симптомы приводят к значительному ухудшению социального функционирования или учебы.

В случае, если вы замечаете у своего ребенка данные симптомы, необходимо обратиться к специалистам. Диагностикой и лечением СДВГ занимаются врачи-педиатры, неврологи и психиатры. Психологи могут помочь в постановке диагноза и в немедикаментозном лечении.

Однако СДВГ легко перепутать с проявлениями тревожного расстройства. Находящийся в постоянной сильной тревоге подросток также может быть неусидчивым, гипермоторным или, наоборот, заторможенным, делать глупые, на взгляд окружающих, ошибки, у него также могут быть сложности в отношениях с родителями и друзьями, без видимой причины могут проявляться страх и раздражительность.


Хотя необходима профессиональная оценка, члены семьи могут определить разницу между СДВГ и тревожным расстройством. Для этого необходимо обращать внимание на поведение ребенка, как оно меняется с течением времени и с чем может быть связано.


СДВГ не появляется внезапно. Те или иные признаки присутствуют с раннего детства и постепенно видоизменяются. Значительное усиление симптомов СДВГ обычно происходит, когда ребенок начинает ходить в сад или школу. Здесь резко возрастают требования к организованности, самоконтролю ребенка, психическая нагрузка и на фоне сверстников особенности ребенка с СДВГ проявляются наиболее ярко.

Тревожные расстройства в большей степени связаны с травматическими событиями в жизни ребенка. Причины могут быть вызваны переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, насилием в семье или школьной травлей.

Таким образом, тревожное расстройство становится ответом на некоторые травмирующие события или воспринимаемые ребенком как таковые, в то время как СДВГ можно наблюдать на протяжении всей жизни.

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр, при этом подростку может быть необходима медикаментозная помощь — противотревожные препараты, которые назначает врач, и работа с психологом, или же только работа с психологом.

Психолог может работать с травмой, актуальными симптомами, помогать в развитии социальных навыков. Также психолог налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей контролировать эмоции, лучше понимать ребенка, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу. Одна из самых непростых ситуаций, когда СДВГ у подростка сочетается с тревожным расстройством: лечение может потребовать больше времени и большего количества специалистов, более скрупулезного подбора препаратов, так как некоторые препараты, направленные на лечение проявлений СДВГ, могут усиливать тревогу.

Важно понимать, что оба диагноза могут поставить только специалисты, и в обоих случаях ребёнку потребуется та или иная профессиональная помощь. Основная задача родителей — вовремя распознать признаки проблемы и обратиться за помощью.