24 сентября 2021

«Никто не догадается»: история выпускника детского дома


Автор: Маргарита Вестфалл

Денису 20 лет, подростком он оказался в детском доме и прожил там до совершеннолетия. Денис учился в программе «Шанс» фонда «Арифметика добра» и сегодня, спустя несколько лет после успешно сданных в школе экзаменов, решился подробно рассказать о своей жизни, чтобы ребята, которые сейчас готовятся к выпуску из детских домов, знали, что все возможно, а те, кто поддерживают программы помощи детям-сиротам, увидели, насколько это важно и нужно.

«Я родился в Ростовской области, раннее детство провел с родителями, когда мне было 6, они расстались, были лишены родительских прав, мама стала злоупотреблять спиртными напитками. Опеку на меня оформила бабушка, папина мама, и забрала к себе. Я не помню ничего плохого, только светлые и хорошие воспоминания, бабушка меня любила, родители не обижали, до того момента пока просто не смогли обо мне больше заботиться.

С бабушкой я жил до 8 лет, шел второй класс, когда внезапно бабушки не стало. Это было первая смерть близкого человека в моей жизни, я не понял до конца, что случилось, меня сразу забрала к себе вторая бабушка, мамина мама, и окружила еще большей заботой и теплом.

Школу я поменял, но учился хорошо, быстро влился в коллектив, никто меня не выделял за то, что я без родителей. Я сломал ногу, нельзя было далеко ходить и напрягаться, до сих пор помню, как почти год портфель за меня носила бабушка. Я был спокойным, любознательным ребенком, любил историю и математику.

У меня был старший брат, на 10 лет старше, и он уже был самостоятельным человеком на тот момент, когда родителей лишали прав, поэтому он со мной у бабушек не жил, но мы были на связи. И вот, когда мне было 13 лет, брат меня пригласил к себе на новый год. Я был очень рад, мы всегда хорошо время проводили, я ценил его внимание, гордился. И вот я уехал, прямо перед новым годом, и у бабушки неожиданно остановилось сердце 28 декабря. Нам сообщили 31-го, а 1-го у меня день рождения. И вот это все я перенес тяжело. Атмосфера такая была, горе. Я был подавлен, мне было так плохо. Мои новогодние каникулы начались с похорон самого близкого человека. А после каникул приехал брат с мамой и сказал, что мне на время нужно поехать в приют, что он придумает что-то, или мама в правах восстановится, но они меня обязательно заберут, что это просто на время. Я согласился, я вообще был не из тех, кто делает проблемы.

Сначала меня в больницу поместили, там лежал парень с игровой приставкой и мы просто играли целыми днями, в таком отупении, я не замечал дней, времени. А потом на машине меня отвезли в приют. Там меня удивила дисциплина, встали, поели, легли. Но воспитатели были хорошие, добрые. Нас было 3 группы ребят постарше и группа малышей. Мне опять поменяли школу, так было проще, им, конечно. В коллективе проблем не было, я был одним из самых старших и ощущение временности всего происходящего, оно не давало мне грустить. Меня кормили «завтраками», вот-вот и заберут, вот-вот и оформим документы. Я постоянно спрашивал — брата, воспитателей.

Так прошло 3 месяца. В один из апрельских дней я вернулся после школы и меня вызвали в кабинет директора. Со мной начали говорить о школе, о делах, и постепенно подошли к тому, что ситуация с родственниками и моим возвращением домой плачевная, поэтому мне предстоит ехать в детский дом. Я уже понимал на тот момент, что ни в какую семью я не вернусь, и воспринял это спокойно.

Вместе со мной переводили еще одну девочку, места мы получили в детском доме в городе Таганрог. От приюта, где я жил, это примерно 200 км, далеко. 17 апреля мы навсегда покинули родной город, ехали на машине, сопровождал социальный педагог.

17-й детский дом — это большое четырехэтажное здание, состоящее из двух корпусов, меня поразило количество детей и то, что все разного возраста. Комнаты были на 6 человек, группы большие. Мне опять пришлось менять школу, но учился я еще хорошо, проблем с учебой класса до 8-го у меня не было.

В восьмом классе мне и еще одному парню предложили поехать в санаторий на черное море, были путевки на три месяца, Я согласился. Там было очень много детей, все семейные, детдомовских всего трое. Мне там было отлично, я понял, что есть возможность остаться, попросил, и мне дали место еще на полгода. Именно там я встретил своих первых настоящих друзей, ребята из Подольска, Ижевска, Томска, Архангельска.


Я там так долго жил, и никто меня особо ничего не спрашивал, никто не догадывался, что я из детского дома. А те, кто узнавал, говорили: «А мы бы и не подумали». Никогда этого не забуду. Не подумали бы что? Что в детском доме живут нормальные дети?


В августе мне сообщили, что детский дом в Таганроге закрывают и всех детей расформировывают по другим местам. Так я оказался в детском доме в Ростове. И уже там жил до самого выпуска. 

Это было первое детское учреждение, где я не знал вообще никого, весь коллектив был абсолютно новый. Но изменения уже были частью моей жизни, особых переживаний я не помню.

В детском доме всегда есть ребята, которые хотят убежать. Не в какое-то конкретное место, а просто так, в никуда. Это такие дети, которым не нужна помощь, в смысле, нужна, конечно, но они ее не хотят, отказываются, они обижены на весь мир. Именно такие идут прямо в пропасть. Я смотрел на них и видел, что они другие, отличаются. Как будто у них нет одной шестеренки, я все время думал о том, почему они такие, а я нет, и зачем все-таки они убегают?

А вот девочек в детских домах всегда меньше было, во всех. И были такие девчонки, которых не сломить, по ним всегда видно, что они выйдут за ворота детского дома и будет все в порядке, никто не догадается. А есть девочки, не важно, маленькие или нет, которые не могут, не справятся.


Я не общаюсь ни с одной, для первых я — ненужное напоминание, вторые — опасность для меня.


Во время учебы в 9-м классе я попал в программу «Шанс» от «Арифметики добра». Я бы никогда не сдал экзамены, не осознал, чего хочу и пропал бы, если бы не эта программа.


Мне выделили репетиторов по математике, русскому, обществознанию. Я в буквальном смысле бежал на эти дополнительные. Ведь я все это время оттягивал мысли о будущем, боялся думать.


Я сдал экзамены после 9-го и поехал в Москву, в Кампус для учеников программы «Шанс». Там я определился с тем, что делать. Решил идти в 10-й класс, я так вдохновился учебой, мне захотелось знаний, сильнее всего на свете я хотел узнавать. Я увидел, насколько это классно. В «Арифметике добра» такая поддержка, такое общение. У меня всегда оно было в дефиците, общение такого уровня. Я вернулся из Кампуса 31 августа и пошел в школу.

После 11-го класса я сначала пошел в политехнический колледж, а после первого курса поступил в университет на основании вступительных экзаменов и диплома из колледжа. Снимаю квартиру с любимой девушкой, это мои первые серьезные отношения, мы вместе 2 года.

Самое важное, что я хочу сказать всем ребятам, кто сейчас учится в старших классах и живет в детских домах: «Не нужно бояться». То, что ты живешь в учреждении — это ничего не значит! Вы такие же, как и все, вы ничем не отличаетесь. Отбросьте установку: «Я не потяну, я не смогу, я не справлюсь». Года за два определитесь, куда хотите поступать, и все будет нормально. Это моя истина — да, из детского дома, ну и что теперь? Я хочу жить, учиться и получать удовольствие. Это не просто, но и не сложнее, чем всем остальным».


Поддерживая программу "Шанс" благотворительным пожертвованием, вы помогаете таким ребятам, как Денис, не потеряться во взрослой жизни после выпуска из детского дома. Любое пожертвование — значительная поддержка детей, которые стремятся учиться и мечтают о благополучном будущем.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору