13 ноября 2023
Автор: Юлия Рих

Неправильно, несправедливо и нечестно, что дети остаются одни: история приемной дочери


Таисии 17 лет. Она творческая личность, с детства увлекается вокалом, лауреат различных конкурсов. Таисию уже однажды брали под опеку, но потом вернули в детский дом. Во второй раз в приемную семью она попала в 16 лет. О надеждах обрести родителей, удачном и неудачном опыте устройства в семью и адаптации Таисия рассказывает открыто, уверенно и совсем как взрослая.

В детском доме я прожила два года и первое время совсем не хотела в приемную семью. Все-таки чужие люди, и я еще тогда надеялась, что родители заберут меня обратно, но потом возвращаться к ним передумала. Смотрела, как усыновляли маленьких, и думала: вот бы и меня забрали.

В 15 лет родственники, с которыми мы практически не были знакомы, решили взять меня под опеку. Просто приехали и забрали, я прожила у них около полугода. 

Этот опыт оказался неудачным. Можно сказать, что мы не сошлись характерами, а можно – что они были не готовы работать над взаимоотношениями. В итоге меня вернули в детский дом. Было, конечно, неприятно, но я решила отнестись к этому как к жизненному опыту: не все получается с первого раза. 

Несмотря на то, что подростков берут под опеку крайне редко, я надеялась, думала: “Вдруг я особенная, и у меня все-таки получится? Может быть, кто-то меня заметит, например, через творчество?”

И через три месяца после возвращения в детский дом я познакомилась со своей приемной мамой.

2400-RAD-20230820-A-Dobra_Taya-Ludmila-2536.jpg

Родители давно планировали оформить опеку на маленьким ребенком, а когда у них родился сын – рассматривали возможность принять и подростка. 

Летом 2022 года я участвовала в музыкальном образовательном форуме Л. Агутина в Сочи, куда меня пригласили как финалистку международного вокального конкурса «Ты – супер». Это телевизионный конкурс, в котором участвуют дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в детских домах.

Там я познакомилась с педагогом по вокалу Анастасией Михайловной Балевой. Она увидела, что все дети приехали с приемными родителями или опекунами, а я одна, и предложила после окончания проекта поддерживать связь и помочь мне найти семью.

И действительно позже, когда я вернулась в детский дом, увидела несколько постов в соцсетях: «талантливая девочка ищет семью в Москве». А я-то жила очень далеко от Москвы, и вообще большую часть жизни прожила в деревне.

Как оказалось, на один из таких постов и откликнулась моя приемная мама. Тогда родители еще не знали, что со мной в детском доме живет моя младшая сестра.

Так что, решив принять ребенка в семью, моя мама настраивалась именно на меня. 

До встречи мы в течение месяца ежедневно переписывались, узнавали друг друга, обсуждали какие-то правила семьи, рассказывали о себе. Потом мама приехала, и еще несколько дней мы общались в детском доме лично.

Мама в первый раз показалась мне такой правильной, московской, другой! Я таких сильных независимых женщин раньше просто не встречала. 


И как только я ее увидела, сразу подумала: “Кажется, меня точно заберут!”


Сразу как-то душа легла, я не сомневалась, что они меня в семью возьмут. 

Я знала, что в конце у нас обеих будет время подумать и принять решение, но мама тоже сразу сказала: “Я хочу этого ребенка”. И забрала меня домой. 

Перед отъездом мы втроем — я, мама и директор детского дома — решили дать всем время адаптироваться, и забрать младшую сестру чуть позже. Я поговорила с ней, все объяснила, и через два месяца родители забрали и Софию. Теперь в семье трое детей. 

С приемным папой лично мы познакомились уже дома, а до этого созванивались по видеосвязи. При личной встрече папа сразу начал шутить, я помню, сказала себе: «Это мои люди». И сейчас я очень счастлива, что все сложилось именно так, что мы вместе. 

Первое время папа, забирая меня из школы, каждый день спрашивал: “Тебя никто не обижает? Хочешь я с кем-то поговорю, объясню?” Он всегда был готов с кем-то что-то обсудить и прийти на помощь. Такая забота была для меня совсем новым чувством, раньше обо мне так никто не беспокоился.

Сейчас мы живем в Москве, постепенно я привыкла к метро, узнала все автобусные маршруты домой, хожу в музыкальную школу к Анастасии Михайловне, которая организовала для меня поиск семьи. 


Иногда я думаю, что если бы родители тогда не приняли меня в семью, я бы окончательно отчаялась и решила, что никому не нужна. 


Я бы, наверное, не справилась. Мне казалось, что детский дом — это клеймо на всю жизнь.

Я опасалась, что в Москве ровесники, узнав, что я детдомовская (а я этого никогда не скрываю), не захотят со мной общаться. Но, возможно, меня окружают хорошие люди, или в целом общество изменило свое отношение к детям из детского дома, все реагируют участливо и с пониманием. 

С кровными родителями я сейчас периодически созваниваюсь и переписываюсь.

У меня, конечно, были некоторые ожидания и опасения, особенно из-за первого негативного опыта опеки. Например, я опасалась, что в семье будут строгие правила, которым я должна буду подчиниться. Но нет — в каждом вопросе мы ищем компромиссы, обсуждаем, придумываем новые правила, подстраиваемся, ищем новые решения, чтобы всем было комфортно. 

2400-RAD-20230820-A-Dobra_Taya-Ludmila-2573.jpg

В первой семье мне просто говорили: “Пойди убери!”, а я думала: “Ну я же не одна тут живу?” Меня и в детском доме не заставляли за всеми убирать, я к такому не привыкла, это было жестко.

Сейчас родители мне говорят: “Убери за собой, этого достаточно”. Или, например, у нас в доме две кошки, а я кошек не очень люблю. Родители говорят: “Это наши кошки, мы сами за ними будем убирать”. Или с учебой: я себя знаю — если у меня мотивации учиться нет, я учиться не буду, поступление я раньше не рассматривала в принципе. Мама сказала: “Учеба — твое дело, мы за тебя в университете учиться не будем, но, если ты что-то захочешь, мы тебя поддержим”. Наверное, первое время ей было грустно, что дочь учиться не хочет, но она меня не заставляла. Мы обсуждали варианты, договаривались, и когда я предложила пойти в экстернат и в будущем поступать на вокальное отделение, родители меня очень поддержали.

Или по поводу режима, они говорят: “В школьное время ты должна быть дома не позже 9, в выходные — до 10, на каникулах — до 11. Но всегда носи с собой перцовый баллончик”. Он у меня и сейчас с собой. Это адекватные правила, и я с ними соглашаюсь. 

Кстати, с младшими братом и сестрой меня тоже никто сидеть не заставляет, у нас на этот случай есть няня. Но если няня не может, я, конечно, остаюсь с младшими — они же мне родные.

В стиле одежды мы с мамой искали компромисс: я ношу все оверсайз, а мама мягко предлагает мне платья или что-то цветное. Я решила сделать и ей приятное, и себе заодно купить что-то новое, и купила платье! И не просто какое-то балахонистое, а классическое, приталенное, выступала в нем на концерте.

Еще я была уверена, что поскольку у родителей кровный маленький ребенок, то нам с сестрой будут уделять меньше внимания, будут опекать, но без любви. В первой семье было именно так, я к такому раскладу была готова. А оказалось, родители успевают найти время на каждого, с одним погулять, с другим куда-то поехать, вместе съездить на дачу. 

Из детского дома я приехала с пирсингом в трех местах: на переносице, над бровью и в носу. Я была уверена, что родители будут осуждать, но они только сказали: “Как красиво!” А потом в какой-то момент я сама передумала и пирсинг сняла.

Наверное, родителям со мной было в чем-то непросто. Все-таки маленьких детей легче подстроить под свои правила и взгляды, а подросток приходит в семью уже со своими устоявшимися представлениями, которые менять не хочет.

С мамой у нас очень сильные характеры, в этом мы похожи, каждый стоит на своем.


Но мы все равно пытаемся находить какие-то компромиссные варианты, и когда проблемы накапливаются — обращаемся к психологу, обсуждаем взаимные претензии, пожелания, ищем решения.  


Однажды я очень сильно на родителей обиделась. Они предположили, что мою младшую сестру надо показать врачу. Я так себя накрутила, решила, что они считают сестру больной или сумасшедшей. Мне было так за нее обидно! А в итоге это оказалось правильным решением, сестре действительно стало легче, она стала спокойнее и уравновешеннее. 

Так что адаптация у нас еще продолжается. У всех ведь резко изменилась  жизнь — у родителей появились двое новых детей, в том числе 16-летний подросток, а у нас новая семья в таком большом городе.

Самое главное, что я ощущаю в семье — это поддержка. Меня раньше так никто не поддерживал. Моя приемная мама всегда согласна и всегда «за»!

Как-то я захотела сделать тату, мама сказала, что мое тело — мое дело, но я еще пока раздумываю. Они поддержали идею с экстернатом, поддержали с поступлением. Когда я захотела покрасить волосы в ярко-синий, мама тоже согласилась. 

2400-RAD-20230820-A-Dobra_Taya-Ludmila-2556.jpg

С папой нам совсем легко. Он большой шутник, очень вкусно готовит, мы оба любим рок и меня восхищает его хобби. Папа коллекционирует и реставрирует клинки и ножи. Я впервые увидела, как он работает на станке, и это было так необычно! Какие они красивые, разные по форме, дизайну, гравировке. Я всегда с большим интересом наблюдаю, как работает настоящий профи. 

Раньше мне казалось, что я все умею делать сама. Стирать, убирать, готовить — я была уверена, что полностью готова к взрослой жизни. Но когда мне надо было оформить социальную карту в МФЦ, я попросила маму помочь. А она предложила мне сделать это самой, рассказала, что нужно, в итоге я со всем справилась самостоятельно. Раньше я не любила и избегала ходить в поликлинику, но теперь умею и это. 

Родители постепенно подталкивают меня к самостоятельности, и теперь некоторые организационные вопросы — созвониться, обсудить, договориться — я решаю хорошо сама. Это, конечно, заслуга родителей.

Сейчас я ищу себе экстернат, участвую в различных концертах и фестивалях, в данный момент участвую в телевизионном проекте, готовлюсь к поступлению.

Я занимаюсь эстрадно-джазовым вокалом, играю на фортепиано, гитаре, укулеле, пишу песни. Они еще нигде не опубликованы, но родители сказали, что обязательно помогут записать мои авторские песни в студии.

Если бы моих приемных маму и папу спросили, как изменилась их жизнь с приходом Таси, думаю, мама сказала бы, что у нее, наконец-то, появилась помощница… Шучу! она бы так не сказала. Но, наверное, она сказала бы, что теперь у нее появился интересный собеседник, мой классный голос — она обожает слушать, как я пою, и я часто советую ей, что купить или надеть. Я думаю, на моем примере она теперь точно будет знать, как воспитывать младших.

Кстати, какое-то время я не разрешала маме приходить на мои концерты, привыкла, что я все время одна, и думала, что так проще. Но нет, проще — когда ты знаешь, что из зала на тебя смотрит родной и близкий человек и радуется за тебя. 

С папой у нас очень много общего, он очень умный и начитанный, поэтому на каждый мой вопрос он отвечает подробно и обстоятельно. Если бы папу спросили, что изменилось с моим появлением, он, наверное, сказал бы, что теперь у него есть возможность показать, какой он умный, и еще, что новый ребенок смеется над каждой его шуткой! 

Когда у меня появились приемные родители, я начала больше верить в себя, почувствовала наконец безусловные любовь и принятие, что появились взрослые, которые меня поддерживают, а значит, у меня все получится. 

И еще я никогда не чувствовала себя такой свободной! Я могу говорить что хочу, могу открыть свои секреты, если что-то натворила и рассказала, знаю, что меня не будут ругать, а наоборот похвалят, что поделилась. А еще появилась такая свобода передвижений, ведь в детском доме особо никуда ведь не выйдешь. 

Я знаю, что многие опасаются брать под опеку подростков, боятся, что не справятся, что будет тяжело. Но я бы сказала, что это не страшно по нескольким причинам:

– подростки тоже люди и им нужна семья, забота и любовь,

– подростки понимают, что семья – это правила, которых нужно придерживаться, и они правда стараются, нужно просто искать компромиссы,

– не все подростки с обязательно с вредными привычками, 

– подросткам нужны родители, и это неправильно, несправедливо и нечестно, что от детей отказываются, и они остаются одни. 


Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору