+7 (495) 995-76-43
Русский English
ру | en

Кусочек счастья

11.11.2020

Марина Соколова преподает нашим подопечным из «Шанса» историю уже 5 лет. «Много историй происходит с ребятами из детских домов, часто грустных, неожиданных. В прошлом году у меня была очень перспективная и ответственная девочка. Мы с ней так хорошо занимались, а потом, спустя полтора месяца, она вдруг сказала, что ложится в больницу и ее не будет 3 недели. Я спросила, что с ней, и она мне сказала – депрессия. Я была так потрясена, с такой серьезностью она это сказала. И я не замечала, что с ней что-то не так. Больше она не вернулась к занятиям, я никогда ее не видела, администрация говорила, что девочка болеет.

Вспоминается трогательная, хоть и не самая позитивная в педагогическом плане, история Артема. Три года назад это было, Артему быстро наскучили наши уроки, он стал прогуливать, придумывать отговорки. Я старалась узнать у него причины пропусков, спросила напрямую, что же он делает вместо уроков. И вдруг он замер, преобразился и стал мне с упоением рассказывать, что нашел тайное место и ходит на рыбалку. Он описывал свой не очень богатый улов, глаза его горели, он был полон мальчишеской бравады.


И это был рассказ о кусочке счастья в его жизни, который он сотворил для себя сам. От занятий Артем отказался, а мне дали другого ученика из его детского дома и вот Артем всегда подбегал к компьютеру, чтобы просто поздороваться со мной.


Я никогда не забуду, как этот ребенок доверился мне и поделился самым важным и радостным в своей жизни.

Я всегда вижу и отмечаю, как меняются лица детей, загорается интерес в глазах и снова и снова говорю себе, что нет неперспективных детей, к каждому можно найти подход, и каждому нужно просто внимание».

Светлана Анисимова преподает математику, самым ценным в своей работе называет тот момент, когда ребята, уже после сданных экзаменов, начинают инициировать общение, рассказывать о своих успехах, интересоваться её жизнью, благодарить. «Я никогда не спрашиваю сама, почему ребенок оказался в детском доме, это огромная боль для каждого из них, но всегда слушаю, если они хотят рассказать. За все годы я не встретила ни одного ребенка, который не был бы заинтересован в учебе, каждый хочет результата, похвалы, хочет, чтобы получилось, мечтает понять предмет.

Самой яркой и трудной для меня была работа с ученицей первого курса колледжа Юлией. Мы начали заниматься всего за пару недель до экзамена. За первый курс колледжа студенты должны усвоить программу 10 и 11 класса по алгебре и геометрии. Это очень большой объем работы. Юля сказала, что она ничего не усвоила, предметы давались поверхностно. Переживала за экзамен, надеялась хотя бы на тройку. Мы занимались несколько часов в неделю. А накануне экзамена Юля попросила даже 6 часов. Она большая умница, старательная, целеустремленная, схватывала все на лету. Экзамен сдала на отлично, написала мне об этом, благодарила. Я была так счастлива в тот день, эта оценка мне наверняка была важнее и дороже, чем Юле.

Дети, с которыми я занимаюсь, все очень разные. Все личности. Иногда случается, что ребенок остается закрытым. Но в большинстве своем они такие отзывчивые и чуткие, я вижу их чистые, красивые души и горжусь своей работой. «Арифметика добра», проекты, программы, то, что делает Фонд, так важно, так нужно. Это не просто работа, это счастье».

«Вера взрослых превращается в уверенность в своих силах у подростков», — говорит Марина Кумалякова, преподаватель обществознания. Они воспринимают мир черно-белым, но когда им объясняешь, приводишь примеры, говоришь, что бывает так и так, они всегда прислушиваются, запоминают. Есть еще такая особенность при работе с ребятами из детских домов – они очень редко сами задают вопросы, поэтому самый большой показатель того, что я все делаю правильно – это когда они спрашивают, как у меня дела. Это высший уровень заботы, внимания.

Одна девочка мне рассказала, что ей подруга в детском доме сказала со мной заниматься: «Настя сказала, что вы хорошо объясняете». Это так приятно, что они о нас, о преподавателях, говорят, обсуждают.

Одного своего ученика я навещала, он был одновременно безумно рад и безумно удивлен, очень тепло мы пообщались, Толя теперь учится в училище искусств в Сыктывкаре».

«Как правило, провалов на уроке больше, чем побед, но когда ребенок говорит на прощание: «Спасибо, что вы ко мне хорошо относитесь», понимаю, что не всегда весь смысл моей работы в том, чтобы донести учебный материал», — говорит Оксана, учитель биологии.

Илья Александров вспоминает своего ученика Леню, который внезапно на уроке начал рассказывать о своей жизни. О том, как маму посадили в тюрьму, а всех детей распределили по разным детским домам. «Я не перебивал его, просто слушал, молчал, кивал и вдруг он стал так защищать маму, оправдывать ее, как будто боялся, что вот я сейчас начну судить. Он совершенно по-взрослому говорил, что есть было нечего, что мама совершила преступление, но она искала деньги, она хотела как лучше. Я молчал. Мне перевернул всю душу этот монолог ребенка.

Самое сложное в работе с детьми-сиротами — это то, что они оторваны от реальной жизни: после того, как пережил столько стремительного и внезапного, подсознательно начинаешь понимать бессмысленность прогнозирования будущего. Это влияет на учебную мотивацию. Им сложнее контролировать эмоции. Одна моя ученица, Кристина, часто приходила на урок расстроенная и уставшая, в середине урока становилась веселая, а уходила дико раздраженная. И это за один час! Представляю, как это тяжело».

«Ребята, с которыми я работаю в Шансе, отличаются от детей семейных тем, что некоторые из них совершенно не представляют, как жить в семье и обществе. Например, выполняя задание по обществознанию «семью как малую социальную группу отличает характерный признак…», дети в большинстве выбирают такие ответы, как «наличие единых предпочтений в одежде», «совместное посещение курсов иностранного языка», – в общем всё, кроме правильного ответа – «организация совместного быта». Из-за этого, рассказывая теоретический материал, приходится объяснять элементарные, очевидные «семейным» детям вещи, рассказывает Елена Мерзлякова, репетитор по обществознанию.

У Ирины Сычевой есть ученица Вера, студентка техникума, которая недавно стала мамой. «Вера всегда вовремя приходит на наши занятия, теперь с грудной малышкой на руках, она так же внимательно слушает и старается выполнять все задания. Я вижу, как ей важно и приятно, что у нее получается. Я благодарна за таких учеников, за то тепло, которое они дают своим доверием и целеустремленностью».

Программа «Шанс» существует благодаря пожертвованиям. Мы делаем все возможное, чтобы репетиторы не менялись, так как дети в детских домах очень тяжело идут на контакт с новыми людьми. Именно поэтому мы тщательно выбираем учителей и не пользуемся услугами волонтеров, которые очень часто меняют сферу деятельности и не могут обеспечить стабильные уроки, от которых зависит будущее наших воспитанников. Спасибо за вашу поддержку.

Помогаем сиротам

Помогаем
сиротам

Помогаем сиротам НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ Помогаем сиротам НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ
Помочь детям
MasterCard VISA МИР