31 июля 2019

Жить с подростками



Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса.
Альберт Эйнштейн


Не просто так в качестве эпиграфа к статье мы выбрали цитату великого немецкого физика. Наша героиня – Биргит – тоже родилась и жила в Германии. И если бы Нобелевскую премию вручали за волонтерство и добрые дела, она бы точно стала лауреатом.

25 лет назад Биргит решила жить в России, почувствовав, что это ее страна. Выучила язык, разобралась с бюрократией и просто переехала. Сначала работала в бизнес-консалтинге, а потом решила, что хочет кардинально изменить свою жизнь. У Биргит есть три взрослые дочки, которые учатся за границей, силы и желание менять мир к лучшему.

Биргит стала волонтером-наставником в московском детском доме 3 года назад. Она познакомилась с 13-летним Денисом, который с братом и сестрой стал сиротой после смерти мамы. Печальная статистика, что только 10% выпускников детских домов доживают до 40 лет, ощущение близости с Денисом, его желание обрести семью, помогли принять единственно правильное решение – стать для трех подростков приемной мамой.

В этом году, в августе, Биргит станет ведущей «Школы приемных родителей» в «Арифметике добра». Она будет делиться своим опытом, секретами воспитания и постарается рассказать как можно больше новым кандидатам в приемные родители.

Непередаваемый акцент, прекрасный русский, чувство юмора и оптимизм – так одним предложением можно описать впечатления от этой удивительной женщины. Мы поговорили с Биргит о приемном родительстве, сиротах и о том, к чему нужно быть готовым тем, кто хотел бы принять в свою семью ребенка из детского дома. Об этом и многом другом – наше интервью.

– Биргит, на что Вы обращаете внимание, когда впервые встречаетесь с кандидатами в приемные родители на собеседовании?

– Самая главная цель этой встречи – установить контакт. Записаться в школу приемных родителей это очень серьезное решение, люди сильно волнуются. Я показываю, что я не враг, что я на их стороне. Если приходит пара, то стараюсь обращать внимание на то, как они общаются друг с другом. Указываю обязательно на потенциальные препятствия, например, маленькая жилплощадь или несогласие кого-то из членов семьи. Делаю это заранее, чтобы была возможность подумать о вариантах. Я делаю это не для того, чтобы исключить кандидата, а чтобы подчеркнуть: «вот об этом мы поговорим на наших занятиях».

– Есть ли различия в мотивации и подходе к обучению в школе приемных родителей у мужчин и женщин?

– Да! Мужчины, как правило, ближе к делу: надо получить сертификат – давайте побыстрее и поменьше всей этой психологической болтовни. У меня есть ощущение, что мужчины меньше задаются вопросом: а справлюсь ли я? Скорее так: «есть задача, надо ее решить». Женщины смотрят на ситуацию со всех сторон, больше думают и больше сомневаются. Я не хочу обобщать, конечно, все это очень индивидуально. Это больше вопрос не про мотивацию, а про подход к делу. Если у женщин часто мотив: «я просто хочу помочь», мужчины более конкретны – отсутствие собственных детей, потеря ребенка либо конкретный ребенок рядом в беде.

– Можете описать идеального приемного родителя для подростка?

– Не могу, такого нет. Приемные дети всегда найдут точку, где вам больно. Поэтому, прежде всего, родитель должен быть психически устойчив, уметь балансировать. Дети, принятые в семью в подростковом возрасте, находятся в очень тяжелой ситуации – им хочется отделиться от взрослых, при этом они только нашли своего значимого взрослого. Здесь нужно давать как можно больше свободы, при этом четко указывать границы допустимого. Важно вести себя как родитель, а не как приятель. Я скажу, что одна из самых важных вещей – не драматизировать, будет множество ситуаций, от которых вы будете в полном ужасе. Мне в такие моменты помогают воспоминания о том, что я творила подростком. Сразу немного успокаиваюсь.

– Кому не стоит становиться приемным родителем?

– Я думаю, на этом пути будет не просто человеку, которому свойственна гиперопека, еще суперперфекционистам. Плохой вариант – ребенок, как замена партнеру. При этом, я не говорю здесь категоричное «нет», если человек проблему прорабатывает, знает о ней и признает, все может получиться. Довольно часто встречаю ситуацию с непроработанным горем после потери ребенка, таким приемным родителям очень тяжело.

– У вас есть опыт воспитания кровных детей, какие основные отличия от воспитания приемных можете назвать?

– С моими кровными девочками просто не было чувства, что я их воспитываю. Только с приходом приемных детей я поняла, какие правила существуют в нашей семье. У нас вся квартира обвешана всякими бумажками с правилами. Это не строгие принципы, это, скорее, указания. Я хочу, чтобы мои приемные дети, как и кровные, в первую очередь выросли счастливыми и самостоятельными, чтобы они могли жить в обществе. Приходится больше повышать голос, настаивать на выполнении моих требований. Дочки меня так не испытывали. Понимали, что сопротивление бесполезно. С ребятами я повторяю, повторяю и повторяю одно и то же, а потом «ой, первый раз слышу».

– Совсем скоро Вы станете ведущей школы приемных родителей. Что Вам особенно важно донести до слушателей?

– Основное – научить принимать ребенка таким, какой он есть. Мы не можем формировать ребенка под свои соображения, каким он должен быть, мы можем только направить на правильный путь. Еще важно, чтобы люди не боялись своих ошибок, мы не роботы, в этом нет ничего страшного. Хотелось бы, чтобы люди не зацикливались на маленьких белокурых девочках, потому что подросткам тоже нужна семья, даже 17-летним. Еще одно из моих правил – для окружающих быть всегда на стороне своего ребенка, не важно, что случилось, показывать, что вы одна команда и разберетесь уже дома. Я хочу также, чтобы кандидаты в приемные родители понимали, как важно уметь обращаться за помощью и принимать ее. В этом нет ничего стыдного, вот я, например, не уверена, что так жизнерадостно и спокойно прожила бы эти годы, если бы не ресурсная группа для приемных родителей. Просто, когда видишь, что такие проблемы, как у тебя, есть у каждого второго сразу становится легче. Сообщество дает невероятную поддержку, не нужно закрываться и решать все самостоятельно.

– А какие ошибки Вы совершали со своими приемными детьми?

– Я слишком сильно напрягаюсь, у меня были очень высокие ожидания. Например, со школой. Я видела огромный потенциал у детей, понимала, что они могут получать очень хорошие оценки. А дети ленивые, не приучены учиться. Какое-то время я безумно от этого страдала. Стала работать с психологами, и мы пришли к тому, что они ведут себя не так, как я себе это представляла. Нашли положительное – они ходят в школу и почти не прогуливают. Это же огромный успех! Стало легче. Еще мне сложно быть последовательной, я по натуре человек настроения – сегодня так, завтра по-другому. А с приемными детьми нельзя злоупотреблять исключениями из правил.

– Назовите 5 золотых правил жизни с подростком.

– Первое – юмор, мои дети уже понимают сарказм и сами его используют) Второе – умение смеяться над собой и не принимать все так серьезно. Третье – ставить границы, но давать быть самостоятельными. Четвертое – быть гибким. И пятое – постоянно общаться.

Дети Биргит – Денис, Артем и Вика нашли свою вторую семью. Они растут, зная, что за их спиной стоит взрослый, который поддержит в любую минуту. Тысячи только на первый взгляд взрослых ребят ждут своего шанса на жизнь за стенами детского дома. Мы хотим, чтобы история Биргит, наши курсы для приемных родителей, школа наставников, лекции, фильмы и встречи в фонде стали первым шагом к знакомству, которое изменит их жизнь в лучшую сторону.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору