6 декабря 2018

Вдвоём у штурвала


Источник: Северный рабочий
«Вместе открываем новые возможности» — под таким девизом в Северодвинске стартовал проект по наставничеству «Два капитана». Он создан для того, чтобы выпускникам детских домов было проще вступить во взрослую жизнь. Подать руку помощи сиротам предлагают северодвинцам старше 25 лет

РЕБЯТАМ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПОМОГАЮТ ВЛИТЬСЯ В ОБЩЕСТВО

Бытовой вопрос Разумеется, каждого воспитанника детского дома и без того готовят к самостоятельной жизни. За годы работы набралось немало примеров, когда выпускники добились успеха. Но встречаются и трудности. Дело в том, что сиротам сложно находить общий язык со взрослыми, они незнакомы с правилами жизни и не умеют распоряжаться собственным временем. Возникают проблемы и в быту: в детских домах готовят повара, стирают прачки, за чистотой следят уборщицы — в такой среде у ребят не формируются элементарные навыки заботы о себе. Чтобы этого избежать, ребёнка необходимо научить самостоятельности. Как бы парадоксально это ни звучало, именно для этого необходима помощь взрослых наставников. — Живя в семье, некоторые вещи дети понимают даже без объяснений. Открывать ли дверь незнакомцам? Какие продукты покупать? Как готовить? Как откладывать деньги?.. Это базовые знания, которых воспитанники детских домов бывают лишены, — рассказывает куратор проекта «Два капитана» Наталья Ангел. — И после выпуска далеко не все хотят возвращаться сюда за помощью. Считают, что смогут справиться сами. Значимый взрослый Институт приёмных семей в Северодвинске развит хорошо: на базе двух детских домов работают школы приёмных родителей. Но дело в том, что усыновляют в основном детей младше 10 лет. А ребята постарше теряют надежду попасть в семью. Но социализироваться им хочется. — Наставничество нужно в первую очередь для того, чтобы у детей из детского дома был шанс если не попасть в семью, то найти значимого взрослого, — подчёркивает Наталья Ангел. — И это должен быть «принимающий» взрослый, который готов принять ребёнка и его внутренний мир. В списке требований к кандидатам в наставники, помимо отсутствия судимости, зависимостей и психических заболеваний, также значатся умение слышать и быть внимательными, развитый эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, реализация в своей профессии, готовность к регулярному и долгосрочному взаимодействию. Встречи с ребёнком должны проходить не менее двух раз в месяц на территории детского дома под присмотром куратора или психолога. Тут паре «капитанов» предстоит столкнуться с квестовыми заданиями. Они необходимы для того, чтобы наладить взаимодействие между наставником и ребёнком. Кроме того, наставники должны будут пройти специальное обучение — шесть тренингов по три-четыре часа, куда включены индивидуальные консультации с психологом (их в команде два — Елена Третьякова и Лариса Макарова). Тренинги стартовали 25 ноября. После завершения курсов каждому кандидату выдадут сертификат о том, что он прошёл школу наставников. А для тех, кто не успел присоединиться к проекту, в феврале стартует вторая волна обучения. Индивидуальный подход Согласно опросу детей, им необходим именно индивидуальный взрослый. Ведь в детский дом часто приходят шефы, волонтёры, спонсоры… Но это — для всех ребят. А ребёнку нужен «свой» наставник, только для него одного. Друг, который может выслушать, дать совет, поделиться опытом. И он должен быть доступен (помимо личных встреч, предполагается общение по телефону и в соцсетях). Наставник может расширить круг общения подопечного: научить его основам финансовой грамотности, поощрять его хобби и делиться своими. Поэтому особенно здесь ждут людей с активной жизненной позицией. Ведь детдомовцы ограничены в выборе хобби. Для них поход в лес с палаткой или выезд на рыбалку — это скорее исключительный случай, чем рядовой. И каждому подростку интересно было бы открыть для себя что-то новое. К примеру, куратор проекта подошла к одному из уже взрослых воспитанников детдома — 18-летнему студенту техникума. Предложила ему присоединиться к «Двум капитанам». Тот сначала отказался, задав вопрос: «Что это мне даст?». А потом признал, что было бы интересно перенять опыт, к примеру, у человека, который занимается ремонтом автомобилей или профессионально увлекается спортом и сможет поделиться своими умениями. Не попасться на удочку — Ребят у нас полный детский дом, а вот взрослых, которые готовы быть для них наставниками, пока не хватает, — говорит Наталья. Но и сами взрослые должны быть начеку. Тут важно не по- пасться на удочку подростка, стать для него не спонсором, а именно другом. К примеру, если тот попросит дорогой подарок, следует отказать. Как это правильно сделать, наставникам расскажут психологи. Они же помогут чётко выстроить отношения с подопечным. Кроме того, будущий наставник должен озаботиться и сбором всех необходимых справок. А в будущем, если «значимый взрослый» решит, что действительно хочет стать этому ребёнку близким человеком надолго, то можно будет оформить документы на гостевой режим. В этом случае между наставником, подопечным и детским домом будет заключён договор, где пропишут права и обязанности всех сторон. И ещё стоит отметить момент: важно учитывать, чтобы в жизни предполагаемого наставника за последние три года не произошло значимых потерь — детей или супруга. — Мы оставляем за собой право отказать человеку в участии в проекте, чтобы не было замещения. Тут главное — не навредить ребёнку, — говорит Наталья. Фото из архива проекта «Два капитана» СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ Северодвинский детский дом реализует этот проект совместно с благотворительным фондом «Арифметика добра» при поддержке городской и областной администраций, а также при финансовой помощи «Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации». В Поморье, помимо нашего города, к «Двум капитанам» присоединился Вельск. Напомним, детский дом сотрудничает с «Арифметикой добра» в течение четырёх лет, при его поддержке также реализуется проект «Шанс», в рамках которого для сирот организованы онлайн-уроки с репетиторами. Кроме того, благодаря этому фонду специалисты детского дома проходят обучение для ведения школы приёмных родителей. «Два капитана» — уже третий проект. *** Хотите участвовать в проекте? Ищите подробности в группе vk.com/club173210070. *** КТО УЧАСТВУЕТ? Предполагается, что в рамках проекта будут сформированы 20 пар. В каждой — один подросток 14—18 лет и один взрослый, который старше ребёнка не менее чем на 10 лет. Среди детей — воспитанники Северодвинского детского дома «Оленёнок» и детского дома «Беломорец». Возможно, к участию присоединятся и ребята из реабилитационного центра «Солнышко». *** НЕ СЛУЧАЙНО Предварительный список из 20 подопечных уже определён, в него вошли 15 ребят из «Оленёнка» и 5 — из «Беломорца».  Дети отбирались по возрасту и по психологическим критериям. Взрослые для них выбираются тоже не случайно. И наставники, и дети пройдут психологическое тестирование и заполнят анкеты, где расскажут о своих интересах и увлечениях
Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору