РЕБЯТАМ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПОМОГАЮТ ВЛИТЬСЯ В ОБЩЕСТВО
Бытовой вопрос
Разумеется, каждого воспитанника детского дома и без того готовят к самостоятельной жизни. За годы работы набралось немало примеров, когда выпускники добились успеха.
Но встречаются и трудности. Дело в том, что сиротам сложно находить общий язык со взрослыми, они незнакомы с правилами жизни и не умеют распоряжаться собственным временем. Возникают проблемы и в быту: в детских домах готовят повара, стирают прачки, за чистотой следят уборщицы — в такой среде у ребят не формируются элементарные навыки заботы о себе.
Чтобы этого избежать, ребёнка необходимо научить самостоятельности. Как бы парадоксально это ни звучало, именно для этого необходима помощь взрослых наставников.
— Живя в семье, некоторые вещи дети понимают даже без объяснений. Открывать ли дверь незнакомцам? Какие продукты покупать? Как готовить? Как откладывать деньги?.. Это базовые знания, которых воспитанники детских домов бывают лишены, — рассказывает куратор проекта «Два капитана» Наталья Ангел. — И после выпуска далеко не все хотят возвращаться сюда за помощью. Считают, что смогут справиться сами.
Значимый взрослый
Институт приёмных семей
в Северодвинске развит хорошо:
на базе двух детских домов работают школы приёмных родителей. Но дело в том, что усыновляют
в основном детей младше 10 лет.
А ребята постарше теряют надежду попасть в семью. Но социализироваться им хочется.
— Наставничество нужно в первую очередь для того, чтобы у детей из детского дома был шанс если не попасть в семью, то найти значимого взрослого, — подчёркивает Наталья Ангел. — И это должен быть «принимающий» взрослый, который готов принять ребёнка и его внутренний мир.
В списке требований к кандидатам в наставники, помимо отсутствия судимости, зависимостей и психических заболеваний, также значатся умение слышать и быть внимательными, развитый эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, реализация в своей профессии, готовность к регулярному и долгосрочному взаимодействию. Встречи с ребёнком должны проходить не менее двух раз в месяц на территории детского дома под присмотром куратора или психолога. Тут паре «капитанов» предстоит столкнуться с квестовыми заданиями. Они необходимы для того, чтобы наладить взаимодействие между наставником и ребёнком.
Кроме того, наставники должны будут пройти специальное обучение — шесть тренингов по три-четыре часа, куда включены индивидуальные консультации с психологом (их в команде два — Елена Третьякова и Лариса Макарова). Тренинги стартовали 25 ноября.
После завершения курсов каждому кандидату выдадут сертификат о том, что он прошёл школу наставников. А для тех, кто не успел присоединиться к проекту,
в феврале стартует вторая волна обучения.
Индивидуальный подход
Согласно опросу детей, им необходим именно индивидуальный взрослый. Ведь в детский дом часто приходят шефы, волонтёры, спонсоры… Но это — для всех ребят. А ребёнку нужен «свой» наставник, только для него одного. Друг, который может выслушать, дать совет, поделиться опытом.
И он должен быть доступен (помимо личных встреч, предполагается общение по телефону и в соцсетях).
Наставник может расширить круг общения подопечного: научить его основам финансовой грамотности, поощрять его хобби и делиться своими. Поэтому особенно здесь ждут людей с активной жизненной позицией. Ведь детдомовцы ограничены в выборе хобби. Для них поход в лес с палаткой или выезд на рыбалку — это скорее исключительный случай, чем рядовой. И каждому подростку интересно было бы открыть для себя что-то новое.
К примеру, куратор проекта подошла к одному из уже взрослых воспитанников детдома —
18-летнему студенту техникума. Предложила ему присоединиться к «Двум капитанам». Тот сначала отказался, задав вопрос: «Что это мне даст?». А потом признал, что было бы интересно перенять опыт, к примеру, у человека, который занимается ремонтом автомобилей или профессионально увлекается спортом и сможет поделиться своими умениями.
Не попасться на удочку
— Ребят у нас полный детский дом, а вот взрослых, которые готовы быть для них наставниками, пока не хватает, — говорит Наталья.
Но и сами взрослые должны быть начеку. Тут важно не по-
пасться на удочку подростка, стать для него не спонсором, а именно другом. К примеру, если тот попросит дорогой подарок, следует отказать. Как это правильно сделать, наставникам расскажут психологи. Они же помогут чётко выстроить отношения с подопечным.
Кроме того, будущий наставник должен озаботиться и сбором всех необходимых справок. А в будущем, если «значимый взрослый» решит, что действительно хочет стать этому ребёнку близким человеком надолго, то можно будет оформить документы на гостевой режим. В этом случае между наставником, подопечным и детским домом будет заключён договор, где пропишут права и обязанности всех сторон.
И ещё стоит отметить момент: важно учитывать, чтобы в жизни предполагаемого наставника за последние три года не произошло значимых потерь — детей или супруга.
— Мы оставляем за собой право отказать человеку в участии
в проекте, чтобы не было замещения. Тут главное — не навредить ребёнку, — говорит Наталья.
Фото из архива проекта «Два капитана»
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Северодвинский детский дом реализует этот проект совместно с благотворительным фондом «Арифметика добра» при поддержке городской и областной администраций, а также при финансовой помощи «Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации». В Поморье, помимо нашего города, к «Двум капитанам» присоединился Вельск.
Напомним, детский дом сотрудничает с «Арифметикой добра» в течение четырёх лет, при его поддержке также реализуется проект «Шанс»,
в рамках которого для сирот организованы онлайн-уроки с репетиторами. Кроме того, благодаря этому фонду специалисты детского дома проходят обучение для ведения школы приёмных родителей. «Два капитана» — уже третий проект.
***
Хотите участвовать в проекте? Ищите подробности в группе vk.com/club173210070.
***
КТО УЧАСТВУЕТ?
Предполагается, что в рамках проекта будут сформированы 20 пар. В каждой — один подросток 14—18 лет и один взрослый, который старше ребёнка не менее чем на 10 лет. Среди детей — воспитанники Северодвинского детского дома «Оленёнок» и детского дома «Беломорец». Возможно, к участию присоединятся и ребята из реабилитационного центра «Солнышко».
***
НЕ СЛУЧАЙНО
Предварительный список из 20 подопечных уже определён, в него вошли 15 ребят из «Оленёнка» и 5 — из «Беломорца». Дети отбирались по возрасту и по психологическим критериям. Взрослые для них выбираются тоже не случайно. И наставники, и дети пройдут психологическое тестирование и заполнят анкеты, где расскажут о своих интересах и увлечениях
Автор статьи Яна Новикова