25 марта 2020

Стать важным в чьей-то судьбе


Люди, которые занимаются благотворительностью, очень разные. Выделить какую-то общую черту, их объединяющую, крайне сложно. Есть те, кто жертвует свои деньги, есть те, кто жертвует свое время. Есть небольшая группа тех, кто делает и то, и другое. Деньги, в основном, жертвуют мужчины, дарить свое время благотворительным проектам, волонтерству, больше свойственно женщинам.

Мы против гендерных предрассудков, но глупо отрицать, что есть проекты, в которых не получится качественно справиться только силами девушек и женщин. Проект «Наставники» создан для ребят, которые готовятся к выпуску из детского дома. У взрослого есть год, максимум 2, чтобы помочь подростку сориентироваться в большом мире, в котором ему предстоит скоро оказаться совсем одному. Готовить еду, распоряжаться деньгами, отвечать за свои поступки, строить планы и общаться с другими людьми. С помощью встреч один-два раза в неделю наставник учит подопечного самому важному, обсуждая, рассказывая, показывая и предупреждая.

Известно, что мальчиков в детских домах живет в два раза больше, чем девочек. Девочек охотнее усыновляют, берут в приемные семьи. Изначально мальчики, особенно школьного возраста, считаются проблемными и небезопасными для семьи. Именно поэтому запросов на наставников для мальчиков в два раза больше. 15-17 летние ребята с тяжелой судьбой, болезненными травмами прошлого, резкие, замкнутые, с бравадой, страхом показать чувства и бесконечно одинокие — именно такие дети больше всего нуждаются в своем значимом взрослом.

Образ матери, которой не было рядом, свойственная женщинам эмоциональность нередко создают сильные препятствия в общении между наставницей и мальчиком-подростком.

Мы поговорили с наставниками-мужчинами из Архангельской области, чтобы через их личный опыт и историю показать, сколько важного делает наставник для парня-подопечного. И привлечь в проект как можно больше новых прекрасных людей.

Дмитрий (слева) с подопечным Лёшей

Дмитрию 29 лет, он работает инженером. О проекте Дима узнал совершенно случайно, увидел рекламный буклет, связался с куратором, узнал детали и собрал нужные справки.

«Я никогда не пересекался с детьми из детских домов. Как-то ездили от молодежного центра города Северодвинска на утренники, я был Дедом Морозом, водил хоровод и танцевал с детьми. Это все».

Своей семьи у Дмитрия еще нет. Его коллега, отец двоих детей, принял в семью ребенка, для Димы это стало примером, он считает, что такой поступок достоин мужчины, главы семьи.

«Конечно, я думаю об этом тоже. Это правильно, дети должны жить дома».


«Самое сложное — стать "своим", заслужить его доверие. Сделать так, что он поверит, что ты надежный, что ты постоянный. Моя задача, чтобы он знал – я рядом, готов выслушать, помогать».


«В первую нашу встречу Леша смотрел на меня внимательно, приглядывался, он пытался понять, чего от меня ждать, что я за человек, зачем мне это нужно.

Я сам тоже думал, а зачем? Я хотел передать свой жизненный опыт ребенку, сделать его счастливым, увидеть мир его глазами и сделать такую своеобразную работу над ошибками. Для меня это опыт в воспитании, я чувствовал, что могу быть человеком, с которого захотят брать пример. Когда я был в Лешином возрасте, мне не хватало рядом того, кто поверит в меня, я во всем разбирался самостоятельно, чтобы не слышать «ты не сможешь» или «у тебя не получится». Каждому подростку нужен тот, кто подскажет, даст совет. И только так можно стать по-настоящему самостоятельным, нести ответственность за свои действия или бездействие. Этому я хочу научить Лешу.

Дмитрий рядом с Лешей в самые ответственные моменты 

Общение складывается естественно, конечно, я стараюсь затронуть важные темы, о которых Леша может вообще не думать. Учеба в техникуме, будущая жизнь, работа, профессия. Но больше всего я стараюсь слушать и слышать его. У него много страхов, опасений, тревог. Это вообще сложный возраст, а сколько переживаний добавляет жизнь в детском доме! Сейчас мы уже можем говорить обо всем, от планирования финансов до отношений с девушками. Это бесценный опыт.

Я не хочу рассказывать, почему Алексей оказался в детском доме, для него это слишком больно. Нет там ни одного ребенка, у кого бы не рухнул мир. Он очень добрый парень, любит животных, иногда мы гуляем с моей собакой. Катаемся на коньках, играем в футбол, подтягиваемся на турниках.

Для меня было большой гордостью и важным событием прийти на соревнования к Леше, болеть за него и поддерживать. Думаю, для него это тоже было важно. Я познакомился с ребятами из его окружения, чтобы лучше понимать, о ком он рассказывает, это нас сильно сблизило. У меня дома мы готовили вместе суп, это оказалось неожиданно прикольно и, как я понял позже, тоже немаловажно.

У меня много знакомых, друзей. Все они отнеслись к моей идее стать наставником для ребенка из детского дома по-разному: кто с одобрением, уважением, а кто с лёгким удивлением и недоумением. Для кого-то это стало неожиданностью. Люди не задумываются об этом, но ни один человек не воспринял новость негативно. Несколько моих друзей, уже после того, как я стал наставником Леши, записались в программу, прошли обучение и тоже станут важными взрослыми в судьбе каких-то детей. Это действительно круто.

Я думаю, что мужчины в таком проекте получают развитие, растут, становятся лучше. Потому что не каждый в жизни чувствует, что кому-то нужна его помощь и внимание. Так вот здесь она действительно нужна».

Автор: Вестфалл Маргарита

Если вы хотите помочь ребенку из детского дома найти своего наставника, поддержите программу «Наставники» благотворительным пожертвованием. Оно пойдёт на оплату работы психологов с участниками программы.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору