20 мая 2021

«На равных»: как приемные родители развивают сообщество


В фонде «Арифметика добра» ресурсные группы для приемных родителей «На равных» в формате «Равный равному» проводятся с 2017 года. За это время мы обучили около 250 приемных родителей, которые захотели стать ведущими групп. В 18 регионах приемные родители провели больше 50 ресурсных групп.

В текущем году практика «На равных» обновляется. Мы поговорили об этом с ведущим экспертом проекта Оксаной Кузнецовой.

— Оксана, расскажите, в чем суть проекта «На равных».

— Забрав ребенка из детского дома, приемная семья часто сталкивается с проблемами, которые не может решить самостоятельно. Одна из наиболее частых – эмоциональное выгорание родителей. В результате некоторые дети из приемных семей возвращаются обратно в систему – родителям не хватило ресурсов справиться с ситуацией. Чаще все же, даже несмотря на трудности, дети остаются в семьях, но родители какое-то время находятся в состоянии стресса, переживают беспомощность и чувство вины, страдают обе стороны.

Таким родителям нужна помощь, и более всего – пространство, в котором они чувствуют себя безопасно, где их понимают и принимают, где они могут выговориться, получить эмоциональную поддержку и полезный опыт впереди идущих. Приемным родителям в ситуации адаптации сложно довериться сотрудникам опеки (да и чем они реально могут помочь?), специалистам или вообще людям «не в теме», порой даже друзья предлагают вернуть ребенка и не мучиться. Решение в этом случае – это группы, в которых все «свои». Это и есть группы «На равных» для приемных родителей, опекунов, усыновителей, в которых ведущие – это такие же родители, прошедшие обучение в нашем Фонде.

Кто эти люди, которые становятся ведущими ресурсных групп?

— Это волонтеры, приемные родители. Некоторые из них имеют опыт проживания трудной адаптации и теперь хотят поддерживать других. Есть те, кто был участником ресурсной группы, испытал на себе ее пользу и хочет продолжить участие в проекте, но уже в роли ведущего. Есть приемные родители с профессиональным опытом проведения групповых мероприятий (учителя, психологи, тренеры и т.д.), и они хотят использовать свои навыки на благо сообщества приемных родителей. Также в проект приходят люди за саморазвитием и для служения ближнему или обществу.

— Вы говорили об изменениях в группах «На равных». Расскажите, что подтолкнуло к ним, в чем они состоят, когда произойдет «запуск» обновлений.

— Проект «На равных» в новой форме запускается с 01 июня. Изменения коснулись разных сторон; их целесообразность опирается на опыт, который мы получили и проанализировали за 3 прошедших года. Они призваны повысить эффективность, качество практики, начиная с отбора и подготовки ведущих, организации групп и проведения встреч, и заканчивая поддержкой и развитием наших волонтеров-ведущих и получением обратной связи от конечных благополучателей.

1. Расширен список критериев для отбора ведущих

Теперь в него входит: наличие опыта обучения в Школе приемных родителей, стажа приемного родительства не менее 2-х лет, времени для прохождения обучения в Школе ведущих групп «На равных», а также готовность и мотивация после обучения проводить с напарником встречи группы по материалам программы 2 раза в месяц.

2. Появилась Школа ведущих ресурсных групп «На равных»

Школа пришла на замену двухдневному тренингу ведущих. Теперь обучение включает в себя шесть занятий. Четыре из них – в онлайн формате, 1 раз в неделю, а 5-е и 6-е занятия проходят очно. Мы ставим их рядом, на субботу и воскресенье, для удобства иногородних приемных родителей, проходящих обучение, т.к. половина обучающихся – из регионов.

Качественная подготовка ведущих в Школе обеспечит уверенность волонтеров и поможет вести встречи группы так, чтобы запланированные цели встречи были достигнуты: доверительная безопасная обстановка создана, эмоциональная поддержка участникам оказана и актуальную для приемных родителей тему обсудили.

3. Появилось новое методическое пособие для ресурсных групп «На равных»

Предыдущее пособие – перевод пособия «Файрстарт» датского психотерапевта Н.П. Рюгаарда – иногда вызывало сопротивление ведущих и участников групп: не всегда точный перевод, кое-где не соответствующие нашему менталитету мысли, нехватка актуальных тем и, самое главное, в нем не было ответов на запросы родителей о работе с ресурсами: «Там все для ребенка, а как же мы?»

Новое пособие из 19 занятий написано командой специалистов фонда «Арифметика добра» и замещающих родителей. Оно на понятном языке, учитывает российские действительность и менталитет, актуальные запросы приемных родителей. Мы постарались отразить в нем мысль: «Ребенок – ценность, и ты – не меньшая ценность!»

4. Напарничество ведущих

Если раньше работа в паре использовалась ведущими на их усмотрение, и большинство людей вели группы в одиночку, то сейчас напарничество является важнейшим принципом проекта «На равных». Наличие напарника придает ведущему уверенность, распределяет ответственность и роли между ведущими, дает возможность подстраховать друга и полнее проводить анализ и рефлексии после занятий.

Приемный родитель самостоятельно ищет себе напарника и они вместе или по отдельности проходят обучение в Школе, или напарника предлагает Фонд. Если волонтер находится в регионе и не может найти напарника, мы предлагаем ему пару для проведения встреч группы в онлайн формате.

5. Поддержка волонтеров-ведущих

Эта опция также новая. Она включает в себя:

  •  Организационная поддержка. Не все волонтеры-ведущие могут найти и договориться о помещении для встреч, не у всех есть информационные каналы, с помощью которых можно набрать группу. Теперь эти заботы Фонд берет на себя.
  • Регулярные супервизии для ведущих. По мере того, как ведущие проводят занятия, у них возникает потребность обсудить со специалистами Фонда те или иные ситуации, возникающие на встречах или в напарничестве, трудные случаи, возможные стратегии своего поведения, помощи участникам и т.д.
  • Повышение квалификации ведущих – дальнейшее обучение, тренинги и семинары. Школа ведущих ресурсных групп не в состоянии дать все возможные для волонтера знания и навыки, т.к. актуальность многих из них проявляется только после того, как ведущие проводят хотя бы несколько занятий.
  • Сообщество ведущих Фонда. Как и любые другие, наши волонтеры также подвержены выгоранию, а те, кто находится в регионах, часто чувствуют одиночество и оторванность от сообщества. Фонд дает возможность общения и обмена опытом, чувство плеча и принадлежности. Мы планируем проводить мероприятия для ведущих «На равных» всей страны.

6. Мониторинг и оценка.

В обновленной версии мониторинг деятельности Фонда по проекту «На равных» предусматривает взаимодействие не только с тренерами Школы, супервизорами и ведущими групп, но и с приемными родителями – участниками групп. Поэтому кроме отчетности тренеров, супервизоров и ведущих, запланированы опросы и анкетирование благополучателей.

Ресурсная группа «На равных»:

ЗАПИСАТЬСЯ

Школа ведущих ресурсных групп «На равных»:

ЗАПИСАТЬСЯ
Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору