+7 (495) 995-76-43
Русский English
ру | en

Почему ехать с подарками в детдом — плохая идея?

17.12.2020

Источник: Правмир

Перед Новым годом в детском доме один ребенок в среднем получает в праздник 12 килограммов конфет. А еще — десятки игрушек и даже дорогие гаджеты. Эти подарки от незнакомцев дети не ценят — ломают, выбрасывают, отнимают друг у друга… А взрослых, которых видели раз в жизни, сразу же забывают. Почему спонтанно везти подарки в детский дом — плохая идея и как помочь детям, разбирался «Правмир».

Каждый, кто хочет сделать подарок воспитаннику детского дома, должен прежде всего задуматься, делает он это для себя или для ребенка, считает многодетная приемная мама и руководитель клуба приемных семей фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова.

— Чаще всего едут в детские дома рядом с крупными городами. Дети там, как правило, избалованы тем, что перед праздником им дарят много подарков, они привыкли их получать и не умеют ценить.

Конечно, подарки нужно дарить всем детям, в том числе тем, которые живут в детских домах. Тут вопрос в том, что люди, дарящие подарки, не всегда понимают, что, кому и как они дарят.

Светлана Строганова

Речь идет о том, что под Новый год всем хочется порадовать детей, но помощь ли это на самом деле? Нет, это не помощь. Ребенка подарок порадует, но, скорее всего, очень недолго. Когда сразу большое количество подарков, это не ценится. Игрушки ломают, выбрасывают. Если это какие-то дорогие подарки, то дети могут их продавать, менять на что-то, старшие могут отнимать их у младших.

Тут нужна более вдумчивая работа, осмысленный подход. Важно, чтобы это не превращалось в «контактный зоопарк». Человек приехал, подарил подарок, сфотографировался с ребенком, фото собирает массу лайков и всеобщего одобрения.

Но давайте будем честными — это не помощь. Есть ли в этом польза для детей? Не факт. Это дает какую-то небольшую радость в текущем моменте, но глобально в жизни это ребенку не поможет.

Кроме того, все дети в детских домах травмированы, их много раз предавали. И эти «одноразовые» взрослые, которые появятся раз в год, потискают, сфотографируются и исчезнут — это не очень хорошо для будущей жизни ребенка. После этого детям сложно устанавливать близкие доверительные отношения. Потому что перед ними постоянная череда сменяющихся взрослых, и у них нет никого в жизни, ни одного взрослого, которому до этого конкретного ребенка есть дело.

Каждый человек, который сейчас хочет сделать подарок ребенку, должен задуматься, что и для чего он делает. Хочет он сделать приятное для себя и побыть благодетелем какое-то время или хочет реально помочь кому-то.

Как помочь детям:

  1. Обратиться в фонд, который занимается детьми-сиротами, и узнать, какие там есть программы, в которых можно поучаствовать.
  2. Подписаться на пожертвования в один из фондов, который системно занимается помощью детским домам, и перечислять деньги на регулярной основе. Это поможет оплатить работу логопедов, реабилитологов, семейное устройство детей.
  3. Найти фонд, который непосредственно ездит с поздравлениями и дарит подарки к Новому году. Есть детские дома, до которых не доезжают спонсоры. Это учреждения в глубинке, до которых трудно добраться, поскольку они находятся далеко. Нужно искать те организации, которые занимаются именно помощью сиротам, погружены в тему и знают, какие именно детские дома действительно нуждаются в таких подарках.
  4. Стать волонтером. В фондах есть самые разные программы. Например, можно помогать малышам, находящимся в больницах. С детьми постарше можно проводить занятия, это может быть совместное чтение или проведение мастер-классов на регулярной основе, репетиторство.
  5. Стать наставником одному конкретному ребенку. Наставник учит ребенка, как правило, каким-то практическим вещам и социальным навыкам, например, как ходить в магазин, чистить картошку, пользоваться транспортом, платить за квартиру. Наставник может помочь ребенку поступить в вуз или колледж или просто определиться с будущим образованием и профессией. Но надо понимать, что это потребует регулярного выделения времени, нельзя побыть наставником один раз в году.

Мы, взрослые, должны думать не только о том, чтобы сейчас сиюминутно порадовать ребенка, но и о том, что ждет его дальше, поможет ли ему подаренный конструктор в будущем. Если нас и правда заботит судьба сирот, то нужно пересмотреть отношение к помощи.

«Будущее ребенка важнее подаренной конфеты»

Дети в детских домах не видят ценности новогодних подарков, считает директор Фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.

— Действовать по принципу «а давайте 29 декабря купим апельсины и конфеты, заедем в детский дом и всем подарим», не вникая в то, как живут дети и что происходит в детском доме, — плохо. И вот почему.

Такие подарки не имеют для детей никакой ценности. Тех, кто хочет подарить подарки детям в детском доме, очень и очень много. И они это, к сожалению, делают. И на каждого ребенка приходится огромное количество этих подарков. Столько, сколько дети, живущие в семьях, никогда не видят.

Для детей ценности у этих подарков практически нет. То есть сломать подаренный планшет, выбросить его из окошка или сделать что-то подобное — это в порядке вещей. Дети зачастую получают больше 10 подарков к Новому году и ценить они просто не умеют.

Александра Марова

Подарки поддерживают иждивенческую позицию. Ребенку подарок достался просто так. Пришли какие-то люди, пожалели его, вручили презент — ничего страшного, если он сломается, к 8 марта снова приедут и еще что-то подарят. То есть благодаря этим подаркам люди, сами того не желая, культивируют у сирот потребительское отношение к окружающим.

У нас, к сожалению, система выстроена таким образом, что у детей, когда они начинают самостоятельную жизнь, возникает очень много проблем. Одна из проблем в том, что они живут на всем готовом, никаких эффективных программ по подготовке к самостоятельной жизни, по формированию необходимых социальных навыков, ценностей, установок, которые необходимы для того, чтобы элементарно выжить, этого всего нет. И все эти массовые бездумные подарки поддерживают и развивают желание продолжать быть иждивенцем.

Подарки формируют ложные установки для будущей жизни. Часто можно встретить бывших воспитанников детских домов уже в возрасте 35–40 лет, чья позиция такова, что поскольку он в свое время жил в детском доме, а теперь ему все — окружающие люди и государство — обязаны и должны. Но никто и никому ничего не должен до такой степени.

Когда дети воспитываются в семье, то такие установки у них не формируются. Они знают, что, когда мама и папа дарят какую-то дорогую игрушку или телефон, они приложили к этому усилия, все произошло не просто так.

Много сладостей — это просто вредно. В среднем, один детдомовский ребенок может получить около 12 килограммов конфет на праздник. Вряд ли можно назвать еще один килограмм сладостей полезным подарком.

Хотелось бы, чтобы люди, у которых возникает желание помочь, понимали, что все их усилия можно приложить гораздо более эффективно.

Как лучше помочь детям?

Мешочек конфет, машинка, кукла, модная игра могут не иметь абсолютно никакого эффекта, но ровно та же сумма может сыграть очень важную роль, если человек вложит ее в реабилитационную программу какого-то фонда, занимающегося постинтернатным сопровождением или социализацией воспитанников детских домов. Это будет в разы эффективнее.

Конечно, это эффект более отложенный, но он более системный и в интересах этого ребенка, в отличие от сиюминутных порывов с подарками к Новому году.

Самое эффективное, на мой взгляд, это зайти на сайт фонда, занимающегося помощью детям-сиротам, посмотреть, какие у них есть предновогодние предложения и просто поучаствовать в программе. В таких организациях работают люди, которые профессионально занимаются данным вопросом, и они лучше знают потребности детей в том или ином детском доме.

Может случиться так, что где-то действительно не хватает именно подарков, тогда вы точно будете знать, что этот презент действительно кому-то нужен и не станет десятым по счету.

Это могут быть программы по социализации детей из детских домов, включающие в себя работу психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, которые выстраивают индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом его истории, чтобы помочь скорректировать его эмоциональное состояние, выстроить взаимодействие со сверстниками и школой.

Одно дело, если ребенок просто порадовался подаренной конфете, а другое дело, если вы вложили деньги в то, чтобы у него будущее выстроилось немного иначе. Вес того и другого несоизмерим.

Помогаем сиротам

Помогаем
сиротам

Помогаем сиротам НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ Помогаем сиротам НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ
Помочь детям