13 апреля 2020

Не хочет или не может?


Беседовала Вестфалл Маргарита

«Когда я смотрю на сына, когда читаю ему, укладываю спать, играю в машинки, я все время задумываюсь о том, чего лишены дети, которые живут в системе. Эти моменты детства, они невосполнимы, как бы мы ни старались. Дети, с которыми я работаю, их приемные семьи, проходят очень сложный и важный путь».

Андрей Сорокин – нейропсихолог консультационного центра фонда «Арифметика добра» – рассказывает о своей профессии, о том, какие проблемы решает нейропсихология и о роли родителей в корректировании поведения ребенка.

«Больше всего мне всегда запоминаются родители, а не дети. Ко мне приходят тогда, когда уже точно есть проблема. Так не бывает, что сидит за столом счастливая семья, пьет чай, дети рассказывают об успехах в школе, мама внимательно слушает, папа радуется услышанному и вдруг говорит, а завтра мы с тобой, сынок, сходим к нейропсихологу».

Большинство нейропсихологов начинают терапию с ребенком, которому уже исполнилось минимум 5 лет. Это тот возраст, когда ребенок уже способен понять и выполнить инструкцию. Андрей перечислил основные проблемы, постоянно сталкиваясь с которыми, родителям следует проконсультироваться с нейропсихологом:

  • Если ваш ребенок плохо контролирует свое поведение
  • Если ребёнок гиперактивен
  • Не слушает ваши просьбы, продолжает делать по-своему, не реагирует
  • Не умеет играть со сверстниками и родными
  • Не хочет вам помогать
  • Не ценит свои игрушки

Все вышеперечисленные проблемы в той или иной степени возникают у всех родителей, но если вы чувствуете, что такое поведение постоянно и оно мешает ребенку, вам и окружающим – это может говорить о нарушении связи между работой головного мозга и психическими процессами.

«Мои коррекционные занятия проходят в игровой форме, я учу ребенка играть. Определенные физические действия корректируют поведение. Для иллюстрации моей работы лучше всего привести пример.


Ко мне на прием пришла мама с мальчиком 6 лет. Основная жалоба, сложность мамы заключалась в том, что сын совершенно не ценил свои вещи. Легко с ними расставался, дарил другим детям. На свой день рождения он получил дорогую железную дорогу и уже на следующий день спокойно и без сожаления на прогулке раздал незнакомым детям все паровозики от нее.


На первый взгляд, такая проблема может показаться надуманной и легко решаемой. Многие родители перестают покупать игрушки, постоянно напоминают ребенку о том, что он отдал или сломал. На самом же деле, особенно когда мы говорим о детях-сиротах, проблема лежит глубже и ее не решить наказаниями и увещеваниями. Такое поведение свидетельствует о том, что у ребенка не сформировано ощущение собственности, он не осознает себя как отдельную личность, для него есть только «мы» и «все общее». Замалчивание и игнорирование этой проблемы может привести к тому, что ребенок не сможет за себя постоять, когда вырастет. Не сможет ответить отказом на сомнительное предложение, отстоять свою вещь и свое мнение. И здесь мы уже говорим не про паровозики от железной дороги, а про безопасность.

Полный цикл нейропсихологической терапии составляет порядка 30 занятий, три отрезка по 10 часов. Первый блок формирует энергетический потенциал ребенка, дает ему силы для коррекции. Здесь мы учимся делать зарядку, совершаем дыхательные упражнения и больше работаем с телом.

Оставаясь внутри примера с 6-летним Славой, опишу упражнение, с которого мы начали: ребенок лежит на полу, я говорю ему, что сейчас буду на него падать и пытаться задавить, а он должен сильно-сильно меня отталкивать ногами и руками. Как правило, дети хорошо реагируют на такое задание и радостно отпихивают меня изо всех сил. Случается, что ребенок лежит и не решается проявить активные действия по защите своего пространства, своего тела. Тогда я беру в руки его ноги и помогаю ему почувствовать напряжение, смешно падаю назад, завожу на ответные действия.

Во втором блоке занятий мы учим ребенка самоконтролю, учим делать выводы, анализировать, передаем ему часть своих функций. Задействуем внимание, стараемся научить замечать ошибки и самому их исправлять. На занятиях много работаем с пересказами и развиваем фантазию.

Финальный, третий блок занятий посвящен планированию ребенком своей будущей деятельности. Здесь ребенок придумывает игры и рассказывает к ним правила, предлагает их родителям и внимательно следит за выполнением поставленных условий. А родители специально ошибаются, чтобы дать ребенку возможность их поправить. Во время этого блока ребенок берет на себя какие-то обязанности по дому, например: «через день я пылесошу всю квартиру». Помощь здесь это не «убрать свои игрушки», это то, что «я делаю для всех».

Важно отметить, что нейропсихолог дает домой огромное домашнее задание и успех зависит от того, выполняют его родители с ребенком, или нет. Если не повторять пройденное на занятии со специалистом, то результата не будет.

90% всех проблем с поведением и обучаемостью идут из внутриутробного периода и первого года жизни. Именно в это время формируются основные отделы мозга. Сильный стресс мамы во время беременности ведет к задержкам развития, сложностям в школе. Чем сильнее стресс, тем тяжелее он скажется на ребенке.

Например, кесарево сечение, любые неестественные роды негативно сказываются на ребенке. Очень важен полученный опыт совершения усилия. Дети, прошедшие через родовые пути, умеют бороться со сложностями, они, условно, могут сказать: «было сложно, но я это прошел». В то время как младенец, которого без подготовки вынули из утробы, не сделал ничего для того, чтобы родиться.

Большинство родителей очень хотят найти супер-специалиста, который все за них сделает и решит все проблемы. Не решит и не сделает, а перед тем, как обращаться к специалисту, обязательно нужно самим предпринять усилия. Самым лучшим упражнением, которое полезно всем детям, является ежедневная зарядка.

Дыхательная гимнастика активирует мозг, дает ребенку силу и энергию. При ровном глубоком дыхании раскрываются легкие, это прекрасная профилактика пневмонии, бронхитов. Самый простой комплекс упражнений улучшает кровообращение всех органов. Все, что нужно сделать, это найти подходящего видео-тренера, сейчас они есть на любой вкус. Главное правило – делать вместе с детьми, 10 минут зарядки под силу всем. Запомните: ребенок будет делать зарядку, только если ее делаете вы. Включайте соревновательный момент и начинайте как можно скорее!

Если ваш ребенок:

  • Получает плохие оценки
  • Если вы собираетесь в следующем году в первый класс
  • Если вы делаете уроки до 12 ночи
  • Если ребенок вас не слышит, разносит все вокруг и у вас нет 5 минут выпить чашку чая,

то консультация с нейропсихологом будет для вас очень полезна и информативна.

Важно, чтобы родители были готовы выкладываться, меняться и менять жизнь всей семьи. Вот тогда все получится».

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору