+7 (495) 995-76-43
Русский English

Мы не играем, мы живем!

16.10.2019

Как сделать так, чтобы другой человек делал что-то, что ему
а) не интересно
б) сложно
в) до конца не понятно, зачем,
и все это – в свободное время?
Добавим к перечисленным условиям возраст 14-17 лет, жизнь в детском доме и полную неуверенность в собственных силах.

Представили? Примерно такой вопрос мы задавали себе, когда решили, что лучшее, что можно сделать для подростков в детских домах, – это научить их учиться. 

Год назад внутри программы «Шанс» было открыто направление «геймификация»: многоуровневая система игровой мотивации, помогающая включить в учебный процесс максимальное число учащихся, снизить количество прогулов и повысить общую учебную успеваемость. 

Как мы это сделали? 

ЮЛИТЫ

Юлиты – это виртуальные деньги/баллы, которые начисляются лично каждому ученику за активность в учебной деятельности. Поощряется все: от прихода на урок без опозданий до креативно выполненного творческого домашнего задания.

Это про ответственность. 

ПРОФИТЫ

1 юлит = 1 рубль. Мы создали виртуальный «космошоп», где можно обменять юлиты на профиты. Мы осознанно не используем слово «подарки», потому что на все, что дети получают в космошопе, они заработали своим трудом.

Наименования в магазине разные и цены очень даже реальные. Есть брендированная продукция – футболки, толстовки, рюкзаки с логотипом фонда; есть различная техника: портативные колонки, наушники, зарядки, скидочные сертификаты в крупные торговые сети. Большой популярностью у ребят пользуются билеты в кино. В прошлом году мы столкнулись с тем, что во многих городах просто нет кинотеатров. В решении этой проблемы в этом году нам помогает наш партнер MEGOGO.RU – за 300 юлитов ребенок может получить 3 месяца доступа в онлайн-кинотеатр. Так же есть особая категория «твой выбор» – накопив 1000 юлитов, ученик получает возможность выбрать в любом интернет магазине позицию, равную 1000 рублей, и получить данный товар, сделав заказ через образовательную платформу «Шанс».

Есть в «космошопе» уникальные предложения – образовательные курсы. Если ребенок решает потратить свои юлиты на саморазвитие, то мы умножаем потраченные юлиты на два. Если курс стоит 6000 рублей, для ученика «Шанса» он будет стоить 3000.

Это про самостоятельность. 

РЕЙТИНГ

На платформе есть понятие «Топ-10», это живой рейтинг всех учеников.

Для многих ребят возможность быть лучшим, в реальном времени следить за своими успехами, оказалась лучшей мотивацией. Ученики с самым высоким рейтингом летом едут в Москву, могут получить крутой образовательный курс по собственному выбору или дорогостоящую вещь, например, велосипед. Победитель учебного года 2018-2019 примет участие в языковом лагере зарубежом.

Это про самореализацию и самооценку. 

ЛЕГЕНДА

Любая хорошая игра, как любая хорошая книга или фильм, «живут» благодаря продуманной легенде. Здесь важен сюжет, логика, развитие.

Легенда геймификации – это продуманная стратегия достижения цели. В прошлом году – постройка ракеты для полета в космос, в этом логичное продолжение – экономия топлива, для того чтобы в конце года полететь как можно дальше в галактику для совершения новых открытий. Дети прокачивают себя, «героя» игры – коня Максима и постоянно движутся к цели. С легендой участников знакомят очно, во время приезда сотрудников команды «Шанс» для проведения тренингов (участие в которых также приносит юлиты).

Это про концепцию. 

СТАРЛАЙКИ

Свои виртуальные деньги – юлиты – можно превратить в старлайки и подарить другому участнику. Как коплимент, благодарность или просто знак поддержки.

Это про дружбу. 

МИССИИ КОМАНД

В этом «сезоне» геймификации мы делаем упор на командную работу. Участники могут создавать свои команды или вступать в уже созданные для совместного выполнения миссий. Количество участников от 4 до 7 человек, регион проживания не важен. Командная работа подразумевает умение договариваться, ощущение собственной ценности и дополнительное общение. Миссии даются 1 раз в месяц, ребятам предлагается, например, снять короткий видео ролик о раздельном сборе мусора или вторичном использовании и переработке пластика.

Это про совместное достижение целей и развитие.

ЮЛИТ-БАНК

В геймификации, как в любой игровой платформе, у некоторых участников возникает желание схитрить. И это мы тоже используем для того, чтобы научить ребят полезным для жизни понятиям.

Так, в случае если ребенок замечает, что с его счета проведены неправомерные списания, он может связаться с менеджером программы, составить жалобу, которая будет рассмотрена, и вернуть потерянное. А если это списание провел кто-то, получивший доступ к чужому счету, он будет заблокирован на несколько дней и не сможет пользоваться своими юлитами для покупок, а также не будет получать начисления за достижения.

Мы никогда не штрафуем участников, забирая заработанное, наша позиция – фиксация на позитиве. Мы учим бережно хранить свои пароли, помнить сколько юлитов было на счету и проверять последние операции в юлит-банке.

Это про безопасность и честность.


«Мы ни на кого не ориентируемся, мы обсуждаем, разрабатываем, внедряем, поддерживаем и постоянно креативим, чтобы им хотелось учиться и расти», – так отвечает на вопрос о том, как все это родилось и работает, менеджер направления геймификация Алена Захарова.


Фонд «Арифметика добра» дает подросткам из детских домов возможность получить образование, а значит, успешно сдать выпускные экзамены и поступить в вуз. И это не игра, это их жизнь. На наших глазах дети, которые в страшном сне не могли представить себя спешащими на урок и тем более получающими от этого урока удовольствие, меняют свои заработанные юлиты на подарки друзьям и воспитателям, копят на действительно нужные вещи. И, покупая их самостоятельно, не получив от волонтеров-волшебников, ценят их намного больше.

Это про отношения с людьми. 

Мы учим ребят не только академическим знаниям, но и повышаем жизненные компетенции, помогаем ориентироваться во взрослом мире и думать о своем будущем.

Автор: Вестфалл Маргарита