3 сентября 2020
«Мир будущего» ребенка-сироты: как дети учатся жизнестойкости в уникальном образовательном Кампусе
Источник: Открытые НКО
Этот проект придумал и воплощает в жизнь благотворительный фонд "Арифметика добра". Кампус – уникальное место, где за 8 дней команда профессионалов строит с каждым участником прочную платформу для будущей жизни и дает знания, которые дети должны получать в семье.
Автор : Александра Мильто
Выпуск из детского дома для ребенка-сироты похож на урок плавания от дедушки в деревне: тебя выбрасывают из лодки на середине озера, и ты должен выплыть. В детстве ты действительно стараешься, но знаешь, что дедушка на чеку, и в случае чего подхватит. Выпускника детского дома не страхует никто: выплывешь — молодец, пойдешь ко дну — никто не заметит, потому что ты один.
По данным следственного комитета, выплывает один из десяти: к 40 годам 90% выпускников детских домов пьют, принимают наркотики, занимаются проституцией, сидят в тюрьме или свели счеты с жизнью.
Эту статистику в московском фонде «Арифметика добра» пытаются изменить при помощи программ социализации воспитанников детских домов: онлайн-уроки с репетиторами в программе «Шанс» помогают поступить после школы и получить образование, программа по профориентации «Арифметика успеха» нужна, чтобы найти свой профессиональный путь, наставник учит адаптироваться к самостоятельной жизни перед выпуском из детского дома.
Если очень захотеть, можно в Кампус полететь
Летний образовательный Кампус «Арифметики добра» — это комплекс тренингов, повышающих жизнестойкость детей-сирот, встроенный в увлекательную анимационную программу. В Кампусе дети строят космические корабли, разрабатывают внеземные миссии по спасению планеты, отправляются в открытый космос и параллельно узнают о личных границах, учатся справляться со стрессом и управлять своим телом, вырабатывают уверенность в себе и открывают внутренние ресурсы, о которых раньше не подозревали.
По итогам года в Кампус попадают лучшие ученики программы «Шанс»: те, что весь год выкладывались на уроках с репетиторами, посещали тренинги, не опаздывали и не прогуливали. Несмотря на большую развлекательную программу, главная миссия Кампуса — образовательная.
Традиционно Кампус проводится в августе на базе отдыха в Подмосковье, и прилетают сюда дети с разных концов страны. Они делятся на несколько исследовательских групп и носят статус лаборантов: каждая из групп в течение дня занимается в одной из лабораторий.
Лаборатории, в которых исследуют жизнь
В прошлом году лаборанты работали в пяти лабораториях.
В Лаборатории управления телом подростки учатся распознавать сигналы своего тела, анализировать их, находить контакт с телом и своими настоящими потребностями. Дети, которые воспитывались в детском доме с рождения, не понимают сигналов тела, они не ассоциируют свое состояние с внешним воздействием. Они не знают, что замерзнув, надо одеться теплее, а устав — лечь отдохнуть.
Важная часть лаборатории управления телом — осознание личных границ. Детям, которые растут в детском доме, трудно осознать, кто и как нарушает их личные границы. Незнакомые взрослые — спонсоры — могут войти к тебе в комнату, посмотреть, как ты живешь, задать личные вопросы.
«Я их, что ли, приглашала?» — спрашивает Оля, воспитанница детского дома.
Волонтеры, которых ты видишь впервые, привозят подарки, и, не спросив разрешения, обнимают тебя, как давнего знакомого. Без спросу делают фотографии и выкладывают их в социальные сети. Все это размывает понятие личных границ, а на тренингах дети впервые выстраивают границы и учатся их отстаивать.
В Лаборатории внутренних ресурсов тренеры учат подростков принимать свою уникальность, осознавать самоценность, говорить о себе, дают инструменты по достижению внутреннего равновесия и помогают понять, что может стать ресурсом в их жизни и как его правильно использовать. Все это — на практике, вовлекая в процесс каждого участника тренинга. Дети получают техники самопомощи и восстановления энергии, которые смогут использовать самостоятельно в любой момент.
Лаборатория проектирования нужна для того, чтобы научить ребят достигать цели и решать проблемы путем проектирования. Она помогает структурировать хаос мыслей, научиться работать в команде, распределять роли, выполнять отведенные тебе функции. Научившись проектировать в команде, подростки понимают, что методом проектирования можно решать задачи и самостоятельно: эту теорию они проверяют практическим заданием, разрабатывая личный проект поступления в вуз на бюджет.
Лаборатория самопозиционирования нужна для того, чтобы дети узнали о важности создания собственного имиджа. Как позиционировать себя перед другими людьми? Как при помощи имиджа достигать своих целей? Что и как можно улучшить в самопозционировании? На эти вопросы лаборанты отвечают с помощью тренеров и практических упражнений. Чтобы научиться работать с имиджем, подростки в упражнении «Ты — имиджмейкер» разбирают одежду, манеры и поступки сказочного персонажа — Шрека — и дают рекомендации по улучшению имиджа своего «клиента». Теперь, когда лаборанты научились работать с чужим имиджем, они смогут проанализировать и прокачать собственный.
В Лаборатории взаимоотношений тренеры рассказывают о здоровых взаимоотношениях с окружающими. Наши подопечные узнают, в чем разница между деловыми и личными отношениями, как общаться в разных отношениях, как сохранить себя, как эффективно вести диалог. Здесь им рассказывают, с кем уместно говорить на «ты», а к кому обратиться на «вы», что недопустимо в деловых контактах, чем отличаются личные отношения со знакомыми, друзьями и любимым человеком. Подростки учатся распознавать зависимость в отношениях и противостоять манипуляциям.
К полету готовы
В детских домах искажается представление детей о внешнем мире и о самих себе. Программа Кампуса повышает жизнестойкость детей-сирот, дает им знания, которые дети должны получать в семье.
Цель Кампуса «Арифметики добра» — не только научить, но и познакомить с целеустремленными ровесниками, помочь подросткам почувствовать себя частью крепкого поддерживающего сообщества.
Алина прилетела в Кампус из Амурской области. Она проделала путь через всю страну, и ни на минуту не пожалела:
Я приехала сюда впервые, и тут есть такая традиция: идешь, кого-то встречаешь и «даешь пять». Это такое теплое чувство, просто ударить по чьей-то ладошке. Если бы я сюда не приехала, я бы не знала, что люди могут так хорошо друг к другу относиться.
Построить жизнь можно только на твердом фундаменте. Он складывается из множества вещей: доверия, умения сказать нет, веры в собственные силы и, главное, — желания жить. Этот фундамент закладывается в семье, его дарят ребенку родители, чтобы дальше он, кирпичик за кирпичиком, выстраивал свое будущее. Ребенок-сирота строит будущее из соломы, и первый же «волк» уничтожит не только домик, но и его обитателя. Кампус – уникальное место, где за 8 дней команда профессионалов строит с каждым участником прочную платформу для будущей жизни. За одну неделю, находясь внутри поддерживающего сообщества, каждый ребенок получает то, без чего не может стать самостоятельным ни один человек в мире — веру в себя.
Материал публикуется в рамках конкурса на лучший образовательный проект «Пусть меня научат», который «Открытые НКО» проводят при поддержке ИД «Комсомольская правда».
Пожертвовать
Поддерживая программы фонда благотворительным пожертвованием, вы помогаете системно решать проблему сиротства.
Помочь детям-сиротам может каждый. Благотворительное пожертвование — значимый вклад в благополучие детей
Ежемесячно
Разово
Выберите ежемесячную или разовую помощь
619 ₽
619 рублей – это индивидуальное занятие с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
1 238 ₽
1 238 рублей – это неделя индивидуальных занятий для воспитанника детского дома.
4 952 ₽
4 952 рубля – это целый месяц индивидуальных занятий с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
Минимальная сумма 30 руб.
Выберите способ перевода
Последние статьи
Будьте в курсе
Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях