27 марта 2020

Герой дня: руководитель фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова помогает сиротам обрести семью


Источник: Гордость России

От моего труда может быть разный результат: самореализация, заработок для меня и для работодателя, а может быть польза для других людей. В моём случае множество детей, живущих в детских домах, могут получить шанс на другую жизнь. Именно эта смысловая часть заложила крепкий фундамент в моём сознании и повлияла на то, что свою профессиональную деятельность я связала с благотворительностью.

О создании фонда

Вообще, по образованию и складу ума я финансист. То есть такой конкретный и прагматичный человек. Особой тяги к благотворительности у меня никогда не было.

В 2013 году я занималась организацией благотворительного вечера по инициативе теперь уже основателя нашего фонда филантропа, приёмного родителя и бизнесмена Романа Ивановича Авдеева. Я инициировала программы помощи, выбирала, кому помогать и как. И так влилась в процесс, что сразу после регистрации фонда в марте 2014 года вопрос о моей работе в нём был сам собою решён. А моя лидерская роль с первого дня определила мою должность в этой организации.

О смысле работы

Постепенно я очень вовлеклась в то дело, которым занимается «Арифметика добра». Его деятельность стала неотъемлемой частью моей жизни. В моей личной истории нет членов семьи или близких, связанных с сиротством. Для меня это конкретный, осмысленный выбор с пониманием того, про что это и для чего. У меня нет желания построить карьеру общественного деятеля или политика на теме благотворительности. Наоборот, я закрытый лидер, человек, который делает дело и не любит выставлять свои результаты напоказ. Есть цель – продвижение темы сиротства и фонда, чтобы они имели вес, – но своих личных целей я не преследую. Смысл и цель моей работы полностью совпадают со смыслом и целью нашего фонда.

О программах фонда

Сегодня «Арифметика добра» реализует пять программ. Первая – это образовательная программа «Шанс». У детей в детских домах очень низкая мотивация к обучению, они очень быстро перестают учиться. Само собой, после выхода из учреждения ни о какой достойной карьере и приличном заработке говорить не приходится. Поэтому мы решили использовать образование как метод, способствующий социальной адаптации. Сейчас это комплекс из индивидуальных репетиторов, оффлайн-тренингов на soft skills, профориентации, индивидуального кураторства и поддержки после выпуска. Безусловно, занятия с репетиторами дистанционные, так как большое число учреждений находится в сёлах. Сейчас в программе чуть больше 90 учреждений, это сотни детей и сотни выпускников.

Вторая программа помогает воспитанникам и выпускникам детских домов по программе «Наставничество». В этой программе чуть больше 100 наставнических пар в двух регионах – Московской и Архангельской областях. Мы обучаем наставников 6 недель, знакомим с детьми и сопровождаем образовавшуюся наставническую пару.

Третья программа связана с развитием приёмного родительства. Это самая приоритетная для нас программа. Всё-таки каждый ребенок достоин жить в семье, только там для него формируются самые благоприятные условия. Надо сказать, что в нашей стране очень много потенциальных кандидатов в приёмные родители. Просто система не работает. Нет рекрутинга, отбора родителей, подбора семьи для ребенка и её дальнейшего качественного сопровождения. Получается, что сейчас ребёнок ушёл в семью и на этом точка. В то время, как это должен быть только промежуточный этап, дальше должна осуществляться совместная работа специалистов и родителей по реабилитации этого ребёнка в новой семье. В рамках этой программы мы организовали школу приёмных родителей, где обучаем кандидатов, сопровождаем их. У нас есть также консультационный центр, это профессиональная поддержка для кандидатов и уже состоявшихся приёмных родителей. Здесь же у нас работает клуб приёмных родителей. Сейчас он действует официально уже в 6 регионах.

Ещё одна программа – это программа «Просвещение», которая борется с проблемой недостаточной осведомлённости людей, с многочисленными мифами про сиротство и приёмное родительство. В рамках пятой программы мы работаем с органами власти, чтобы внести свой вклад в изменение системы.

О волонтёрах

Мы массово не сотрудничаем с волонтёрами, потому что считаем, что с травмированным ребёнком должны работать профессионалы, то есть те люди, которые знают, какую задачу они решают, и знают, как её решать. Наставничество – это больше чем волонтёрство. Да, люди без оплаты занимаются детьми, но у них есть специальная подготовка. Кроме того, массовое волонтёрство в детских домах – это серьёзное нарушение личных границ ребёнка. Представляете, к вам домой раз в неделю врывались бы разные люди, обнимались бы, задавали вопросы, с одними вы бы шили, с другими – в хоккей играли... 70 процентов детей в детских домах терпеть не могут этого зоопарка. Они сами себя так называют, говорят: «Сегодня мы будем работать контактным зоопарком». Вот почему с волонтёрством в учреждениях нужно быть очень аккуратным.

О человечности

Я думаю, что честность и человечность – это те качества, которые позволили мне найти свою реализацию в благотворительности. Это то, что я в себе ощущаю и сейчас, и в целом по жизни. Ведь вся деятельность нашего фонда направлена на созидание, на улучшение. Поэтому важно, чтобы то, что я делала, откликалось во мне. В то же время необходимо поддерживать ключевой баланс между человечностью и эмпатией и системностью и рассудительностью, чтобы не уйти в сентиментальность и не перегореть психологически.

О материнстве

Для меня материнство – это удовольствие, возможность прожить другую жизнь вместе с детьми. Не ту, которую ты жил до них, а более насыщенную. Мне кажется, у меня получается сочетать роль мамы и роль руководителя фонда. Работая в фонде, связанном с сиротством, ты постоянно погружаешься в психологию детей. В результате и к воспитанию своих детей уже подходишь иначе: ты лучше понимаешь их, знаешь, что хочешь им дать. У меня двое сыновей: старшему семь лет, а младшему – пять. У нас с ними хорошие, тёплые отношения. Они знают, чем я занимаюсь, и понимают, что у кого-то есть родители, а у кого-то их нет. Я даже как-то брала интервью у своего, спрашивала: «Как же нам сделать так, чтобы у детей появились семьи?». И он отвечал, что надо пойти поискать, поспрашивать на улице...

О мечте

Я мечтаю, чтобы все дети жили и воспитывались в благополучных семьях. Поверьте, это возможно. Просто нужно последовательно десятилетиями делать правильные шаги. Именно поэтому наш фонд не маленький и спокойный, а большой и амбициозный, с таким огромным драйвом и ростом. Конечно, вместе мы можем гораздо больше. Я верю в огромную силу коллаборации. С этой целью мы сотрудничаем с другими фондами, делаем совместные проекты, обсуждения сложных тем, в общем, постоянно находимся в поиске новых возможностей и решений. Ни один фонд не сможет действовать успешно в одиночку. Только объединившись и собрав как пазл сильные стороны и возможности каждого фонда и государства в целом, мы сможем вынести проблему сиротства в России на другой уровень.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору