14 августа 2019

Дети как дети


Борис Соколов работает учителем математики уже 18 лет. Он объяснял решения задач сотням учеников в разных школах, а несколько лет назад присоединился к программе «Шанс». Теперь Борис готовит к выпускным экзаменам детей из детских домов по всей России.


«Первые месяцы моя единственная задача – вбить ученику в голову, что он не дурак. Потом уже начинается работа. Математики они боятся, совершенно не знают, как подступиться. Я сталкивался с тем, что ребята в 9-м классе не знают таблицу умножения, не умеют складывать и вычитать столбиком. Перед подготовкой к ОГЭ, бывает, возвращаемся к программе начальной школы».


У Бориса не было больших иллюзий по поводу отношения детей к учебе – он был директором школы для ребят с девиантным поведением. Единственное, что отличает сирот – полное отсутствие веры в свои силы, непонимание основ жизни.

«Как-то нас, педагогов, попросили провести среди учеников тестирование, дети должны были просто коротко ответить на несколько вопросов. Я дал вопросы одному мальчику, и он вдруг начал отвечать вслух. Читал вопрос и проговаривал свой ответ. Все внутри меня перевернулось до слез. Это было примерно так:
Если тебе трудно или появилась проблема, есть ли человек, к кому ты можешь обратиться? Ответ: ☒ нет 
Чувствуешь ли ты себя в безопасности в детском доме? Ответ: ☒ нет
Если на собрании или на мероприятии выскажешь свое мнение, прислушаются ли к твоему мнению? Ответ: ☒ нет
Чувствуешь ли ты себя защищенным? Ответ: ☒ нет
и т.д.
Почти на все вопросы были отрицательные ответы. Я попытался представить свою школьную жизнь в такой обстановке и у меня мурашки пробежали по спине.

Какая математика, какие экзамены, когда такая дыра в душе?

Этого ребенка три раза переводили из одного учреждения в другое. Где-то закрылся детский дом, где-то школа, и его просто перемещали, не спрашивая, не думая».

Все репетиторы «Шанса» знают, что может случиться так, что вместо урока будет просто общение с учеником. Для ребят учитель извне – это часто единственный взрослый, кого можно о чем-то спросить, рассказать свои проблемы.


«Бывает, ученик включает компьютер, и я вижу, что он в слезах. Конечно, тогда я спрашиваю, что случилось, говорю на совершенно отвлеченные темы».


Борис подчеркивает, что каждый его ученик – это история успеха. Пусть часто цель экзамена не сдать его на высокий балл, а просто не провалить. За время своей подготовки, выполнения домашних заданий, понимания общей структуры материала, дети взрослеют и осознанно делают выбор в пользу продолжения образования. А значит, в пользу своего будущего. После выпуска из детского дома стабильная профессия и умение преодолевать свое «не хочу» – единственное, что может уберечь ребят от ошибок во взрослой жизни.

Фонд «Арифметика добра» делает все возможное, чтобы поддержать детей, оставшихся наедине со своими проблемами, страхами и бедами. Детей, которые растут одни. Хорошие и надежные учителя, которые каждую неделю виртуально встречаются с учениками, уделяют им свое время, внимание и делятся опытом, вносят огромный вклад в их настоящее и будущее. Став нашим сторонником, подписавшись на ежемесячные пожертвования, вы поддерживаете каждого ребенка вместе с нами. Спасибо.

Автор: Вестфалл Маргарита

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору