25 августа 2020

А зачем мне приемный ребенок?


Автор: Вестфалл Маргарита

В 2012 году обязательным условием для приема ребенка в семью стало прохождение школы приемных родителей.

В нашем фонде на протяжении года проходит обучение желающих принять на воспитание в свою семью ребенка из детского дома. Научить быть родителем сложно, а научить быть родителем однажды брошенного ребенка – сложно вдвойне.

Надежда Моргачева преподает в школе приемных родителей «Арифметики добра» уже несколько лет, и мы надеемся, что ее опыт поможет многим, кто сейчас в самом начале пути и только задумывается над тем, чтобы стать опекуном или усыновителем.

«В теме помощи детям в трудной жизненной ситуации я с 2007 года, а в теме сиротства с 2014 года, совершенно случайно попала работать в детский дом психологом. Это было очень тяжелое испытание, я продержалась ровно год. Влюблялась в каждого там, понимала, что это не профессионально, но не могла с собой справиться. Переносила свои чувства, все время думала о том, как живут мои дети дома и как живут дети, к которым я прихожу на работу. Я попала в историю, которую совсем не знала, этого не было в моей жизни. Они все были маленькие, это было просто невыносимо эмоционально. Для работы в детском доме у психолога должны быть дополнительные компетенции.

Я перешла работать в центр помощи семье, сопровождала семьи в трудной жизненной ситуации и консультировала приёмных родителей. С детьми перестала работать. Через несколько лет опыт и постоянное повышение квалификации позволили мне заниматься групповой работой и стать ведущей школы приемных родителей.

Самое важное, на мой взгляд – чтобы каждый участник группы понимал свою мотивацию, реально оценивал свои собственные риски и ресурсы и мог ответить на вопрос: “Зачем я это делаю? Для чего мне становиться приемным родителем?”».

Надежда выделяет для себя три основные группы кандидатов в приемные родители.

Первая группа – самая многочисленная: «Ребенок для себя».

Здесь встречаются бездетные пары, одинокие женщины, родители, пережившие потерю ребенка и люди, имеющие определенные семейные трудности.

«Первая группа – те, кто берет ребенка, чтобы вылечить внутренние травмы, пережить трагедии, справиться с неоправданными ожиданиями. Иногда принятие ребенка в семью носит характер так называемого “партнерского замещения”, когда ребенка берут как друга или приятеля, родителям кажется, что появление нового члена семьи изменит их жизнь. Конечно, никто не приходит и не говорит: “Хочу взять ребенка, чтобы решить свои проблемы” или “Чтобы легче и быстрее пережить утрату”. Наоборот, люди не осознают этого. Любой из них может стать прекрасным родителем, но поработать придется, иначе несовпадение ожиданий с реальностью приведут к возврату ребенка в детский дом».

Вторая группа – «Спасатели». Этим людям хочется помогать и помочь сразу многим.

«Есть потребность сделать доброе и благородное дело. Основная сложность этой группы в том, что большинство представителей не может определиться с тем, кого же именно важнее спасать. Ребенка с особыми потребностями здоровья? Сиблингов, недавно попавших в систему? Подростков, которых мало забирают из детских домов или малышей из отдаленных регионов? После того, как будущий приемный родитель четко сформулирует ответ на вопрос “Кому же хочется помочь?”, а, главное, “Кому получится помочь?”, начинается плодотворная работа».

Самая малочисленная группа – третья: «Профессиональные ресурсные родители».

 Это люди, которые хотят передать свои ценности, научить тому, что знают и умеют сами.

В этом случае быть приемным родителем – это такой способ самореализации. «Воспитание приемных детей повышает значимость таких людей, они становятся преподавателями жизненного опыта. Сейчас многие ресурсные родители ведут блоги, рассказывают довольно интимные вещи о своей жизни. Им важно услышать, что они герои, получить поддержку большого количества людей, и это не потому, что они такие честолюбивые. Просто без положительного подкрепления справиться, правда, не просто».

Надежда считает, что опытный преподаватель школы приемных родителей к окончанию курса почти всегда понимает каждого участника группы и может дать рекомендации по подбору ребенка. «Я не раз соединяла родителей и детей, обычно всегда четко знаю, кого семья точно не потянет. Вообще, когда специалист знаком и с ребенком, и с потенциальными родителями – это 80% успеха. Например, я часто веду группу и уже вижу, что хотела бы познакомить какую-то конкретную семью с конкретными ребенком, понимаю, что они подошли бы друг другу. Темперамент, личностные особенности, история семьи, системные ценности – тут важно все».

Есть одно упражнение, которое выполняет каждый на первом занятии в школе приемных родителей. Его можно выполнить дома, многим будет интересно посмотреть результаты. Готовясь стать приемным родителем, нужно ответить себе письменно на несколько вопросов:

  • Зачем я это делаю?
  • Для кого я это делаю?
  • На что (на кого) я точно не способен?

Важно сформулировать ответы максимально четко, не винить и не ругать себя за них. Нет ничего хуже, чем брать на себя ответственность, к которой не готов и смысл которой не понимаешь. Особенно когда эта ответственность – чья-то жизнь.

«На первых занятиях, когда доверие между слушателями и ведущими еще не сформировано, мы часто сталкиваемся с сопротивлением кандидатов. Людям, особенно опытным родителям, тяжело говорить о том, какие они, решать дилеммы, сталкиваться с психологическими подходами, техниками, с которыми они не знакомы. Они не всегда готовы понять и принять, что одной любви недостаточно. Взрослым вообще тяжелее учиться, а тут такая тема. У многих ощущение, что мы пришли учить их жизни. Вот пока оно не пройдет – ничего не получится. И важно говорить с кандидатами честно, открыто, потому что одной жалости мало, приемное родительство о другом совсем.

Наша школа приемных родителей ориентирована на подготовку кандидатов, которые готовы брать детей школьного и подросткового возраста. Мы говорим об этих детях, готовим к ним. Подростки – самая большая и самая непопулярная для устройства в семьи группа детей в детских домах. Поэтому если вы точно ориентированы на малыша, то вам в другое место, ШПР сейчас, к счастью, открылось много».

«Арифметика добра» ищет семьи для детей старшего возраста (10+) во всех регионах РФ. К нам обращаются кураторы детских домов, волонтеры, а иногда и сами ребята. Поддерживая программу семейного устройства детей-сирот небольшим регулярным пожертвованием, вы помогаете детям, которые почти расстались с мечтой иметь маму и приходить домой, где любят и понимают. Любая сумма пожертвования – это шанс для ребенка найти семью.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору