+7 (495) 995-76-43
Русский English
ру | en

«Как родители решат»: о чем дети-сироты рассказывают репетиторам

03.11.2020

Автор: Вестфалл Рита

Мы много рассказываем о важности программы «Шанс» для воспитанников детских домов, знакомим вас с ребятами, делимся их успехами и мечтами. В этом году программе исполнилось 5 лет и мы хотим рассказать о наших преподавателях, учителях, которые на протяжении всех лет существования «Шанса» вели детей к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузах. Мы попросили наших репетиторов поделиться трогательными, важными для них лично историями об учениках.

Светлана Шатских

Светлана – преподаватель истории и обществознания, помнит каждого ученика, может говорить о них часами, и поддерживает связь с теми, кто уже закончил школу.

«У меня столько историй, и каждая особенная, важная, значительная. Вот Полина, мы с ней занимались года три назад. Сначала уроки были, как всегда, по видео, а потом у них в детском доме сломалась камера и никто не мог ее починить, купить другую, и я два месяца несколько раз в неделю слышала только ее голос, а она мой. И вот на одном уроке она мне говорит: «Представляете, меня заметили (ей нравилось говорить именно так – заметили), меня в семью забирают». На какое-то время она пропала, оформление документов, переезд, а потом уроки продолжились, меня попросили позаниматься еще. И я позвонила спустя месяц жизни Полины в семье. Я никогда не забуду этот момент, как меня поразил ее голос. Он преобразился кардинально, это была та же Полина, но СЧАСТЛИВАЯ (только такими буквами), ребёнок не говорил, а щебетал, голос стал певучий, захлебывался от радости. В детском доме голос был серый».


Мы говорили о поступлении, и как же приятно было слышать, с какой гордостью Поля отвечала на все мои вопросы: «Это как РОДИТЕЛИ решат». Она все время употребляла это слово – «родители», я слышала, какое оно для нее сладкое, важное.


Для многих ребят репетиторы «Шанс» – первые в жизни люди, которые волнуются за них. Это такие люди, которые становятся связью с миром, свободой. Естественно, испытывая на себе все детские причуды тех, кто не привык верить, что про него кому-то искренне интересно.

«Меня так трогает, когда видишь, как ребенок придвигается ближе к монитору, когда загорается понимание, что в нем видят человека, личность, что его внимательно слушают и уважают его мнение — это про очень-очень многих ребят. В этом инстинктивном приближении к холодному экрану компьютера столько желания быть важным, нужным.

Со столькими ребятами я много месяцев держала руку на пульсе, никогда быстро не получался результат, нужно много уроков, разговоров, проб и ошибок. А потом зато они начинают верить в себя, определяться с целями, действовать для своего будущего.

Была у меня девочка, Машуня, и вот смешно и больно одновременно, как она мне пишет в вотсапе: «Я не сдааааааам, я ничего не знаааааюююю, я плачу». А я ей: «Маша, учи, Маша, всё ты знаешь, Маша, учи, Маша, я с тобой». А Маша на это присылает фотку своих ног с Конституцией на коленях, и пишет: «Да учу я, учу, просто поплакать хочется».


Они хотят, чтобы в них верили, чтобы за них волновались, чтоб был человек, который внимательно будет слушать, как у них дела, для этого человека, только так, сначала не для себя, они готовы учиться, стараться.


Ребята из детских домов глубже видят жизнь, они пытаются ее постичь и осознать. Они четче анализируют отношения в коллективе. Просто не умеют этим пользоваться, этим своим знанием. При этом за долгие годы жизни в системе они превращаются в массу, не отделяют свое «Я» от коллектива. Определяющим становится мнение лидера, который оказался сильнее.

В «Шансе» ребята начинают как раз себя выделять, отличаться, очень заметно, если ребенок с тобой занимается несколько лет, как он трансформируется в целостную личность. Они очень отличаются. Умеют выдерживать психологические нагрузки и продолжать дальше жить и быть при этом человечными, не озлобленными на весь мир.

Я не просто учу их, я внимательно слушаю, как они рассуждают, какие глубокие мысли высказывают, какие они умные и проницательные, а еще красивые. И все время думаю, какие их родители дураки, что они потеряли. Ведь даже не знают, какие у них дети замечательные, лишили себя этого. Я горжусь своей работой, мне досталось это богатство, общение с удивительными детьми».

Другой наш преподаватель, Татьяна Яровенко, репетитор по русскому языку и литературе, написала о своей работе так:

«За время моей работы в «Шансе» было столько трогательных моментов. Происходит это по-разному всегда. Вот занимаешься, и неприветливый, замкнутый обычно мальчик вдруг заулыбается и покажет ослепительной красоты улыбку. И понимаешь, зачем это делаешь, сохраняешь ее в сердце, «фотографируешь» в памяти».


А другой ученик скупо скажет: «Мне нравятся Ваши уроки». Это от домашнего ребенка обычная фраза, а от сироты – высшая похвала, ценнейший комплимент, который он сто раз про себя проговорил, репетировал.


Одна девочка робко начала читать мне стихи собственного сочинения (о любви, разумеется). Это доверие, я замерла тогда и благодарила потом, так, чтобы не спугнуть, не смутить. Или вот учим стихотворение, и ребенок говорит: «Выучил, слушайте». И так читать начнет, что ком в горле, понимаешь, насколько проникся, понял, старался.

Был у меня момент, когда я почувствовала за ученика настоящую гордость. Игорь А. прислал мне на экспертизу свою творческую работу для поступления в вуз, экспликацию по пьесе М.А. Булгакова «Кабала святош». Я поразилась, насколько тонко он понял текст, как ювелирно научился работать с ним. Я увидела в нём мастера, творца, который видит задачу и даже сверхзадачу автора. Я не правила в этой работе ни одного словечка. Работа получила максимум баллов приёмной комиссии. У Игоря нет родителей, и я была тем человеком, кто разделил с ним радость первого такого важного успеха.

За годы моей работы в «Шансе» я научилась вместе с предметом давать еще добрые слова, проявлять заботу, участие, учить ребят справляться со страхом выхода в самостоятельную жизнь. Как же им это важно, как нужно».

Программа «Шанс» работает 5 лет, мы готовим ребят к сдаче экзаменов, помогаем перейти из класса в класс, сопровождаем на всех этапах поступления в вуз. Больше всего на свете мы мечтаем, чтобы учеников стало больше, мечтаем о том, чтобы не выбирать, кому важнее и нужнее. Потому что внимание и помощь необходимы каждому, у кого нет родителей. Мы просим вас помочь детям подготовиться к экзаменам, сделав благотворительное пожертвование, которое пойдет на оплату занятий с репетиторами. От обретения профессии, правильного отношения к учебе зависит их жизнь, их будущее. 

Помогаем сиротам

Помогаем
сиротам

Помогаем сиротам НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ Помогаем сиротам НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ
Поддержать программу «Шанс»
MasterCard VISA МИР