Peirhmc@Mail.ru

29.05.2018

Здесь куют "Семейное воспитание"

В обычной жизни словосочетание «семейное воспитание» мы воспринимаем как само собой разумеющееся - это базовая ценность. Но если вы попробуете найти специалиста по этому профилю, то будете удивлены: у нас в стране нигде не учат и не готовят таких специалистов.

Если не учат - может быть и никому не надо? Нет! Удивительно, но факт, в потребности таких специалистов сошлись, как минимум, два мира, обычно редко пересекающихся: мир организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, и вполне себе благополучный мир гувернеров и нянь, которых нанимают обеспеченные люди. Все эти сотрудники, в разной степени, замещают родителей, но делают это интуитивно, опираясь на жизненный опыт и, судя по всему, далеко не всегда справляются с поставленными задачами.

Немного статистики. Обычный воспитатель в организации для детей-сирот - это замужняя женщина 45-50 лет с двумя детьми, со средним педагогическое образованием, без квалификационной категории и стажем работы 21-30 лет*. Казалось бы, опытные мамы, с семейными ценностями. Но при этом тот список проблем, которые они обозначают очень четко, сигнализирует о нехватке профессиональных знаний. Судите сами – 57% не понимают психологических особенностей сирот, для 24% непонятны требования государства к такой работе, а 22% сталкиваются со сложностями из-за социальной особенности детей.

Немного отличается портрет «социальных мам», которые работают в частных организациях. Разработкой необходимых компетенций и образовательных программ негосударственным фондам приходится заниматься самостоятельно, как говорится, методом «проб и ошибок». Более того, этот опыт так и остается внутри сообщества, и, как правило, он узко заточен под решение одного типа задач.

Другая ситуация с гувернерами и нянями, которые приходят в семьи. Как правило, это женщины, приезжающие в большие города из стран СНГ и регионов России на заработки. По словам представителей агентств по подбору домашнего персонала, если няня проработала в одной семье хотя бы год – она уже считается высококвалифицированным сотрудником. А те, кто работает по нескольку лет – просто на вес золота.

При этом, казалось бы, рыночная экономика должна была отрегулировать «спрос/качество», но двадцати лет существования рынка этих услуг не хватило. Сейчас каждый сам для себя определяет, кто такая няня или гувернантка (тот самый специалист по семейному воспитанию?), что она должна знать, уметь, делать и сколько получать. В итоге в проигрыше оказываются все, и в первую очередь, дети.

И что – неужели у нас никак нельзя изменить эту ситуацию?

Можно, это не быстро, но механика понятна. Первое что надо сделать – это всем сообществом определить само понятие специалиста «семейного воспитания». Это позволит сформировать профессиональный стандарт, а значит, создать ФГОС и образовательные программы для вузов страны. И вот после их внедрения мы сможем получить первые выпуски студентов, которые будут понимать - как же строить свою работу так, чтобы соответствовать квалификации специалиста по семейному воспитанию.

Работа длинная, не очень благодарная, но очень нужная. Сейчас идеологом рабочей группы по разработке профстандарта является Владимир Кабанов, директор направления по взаимодействию с органами власти благотворительного фонда «Арифметика добра». 28 мая Фонд в Центре « БлагоСфера» собирал круглый стол «Деятельность в области семейного воспитания — вызов времени и профессиональный стандарт», чтобы обсудить проделанную работу. Ведь важно, чтобы это был универсальный конструктор, который бы подошел всем, а не только одному Фонду. Поэтому на встречу были приглашены представители Синодального отдела по церковной благотворительности, руководители Детских деревень-SOS, представители кадровых агентств по подбору домашнего персонала, приемные семьи и даже дети-выпускники детских домов, которые поделились своим опытом и наработками.

Как обычно, не обошлось без дискуссии – как можно разделять профессиональные знания и умения (которым можно научить) и личные качества, без которых в семейном воспитании специалистам делать нечего.

Наиля Новожилова, руководитель фонда «Арифметика добра», отметила:

«Мы в фонде поступательно идем к тому, чтобы для работы в сиротских учреждениях обучали и стажировали сотрудников до начала работы с детьми. И чтобы этот образовательный курс появился наравне с другими блоками. И профстандарт – это обязательная часть этого пути, который мы проходим вместе с соратниками и единомышленниками».

Рабочая группа взяла опыт и ценные замечания коллег, чтобы учесть их при доработке документа, чтобы стать еще на шаг ближе к цели - создать единый профессиональный стандарт специалиста по семейному воспитанию.

 

*Исследование проведено фондом «Арифметика добра» на примере 21 организации, 170 человек.