Peirhmc@Mail.ru

17.04.2018

Состоялось обсуждение разработки профессионального стандарта «Специалист в области семейного воспитания» в Общественной палате РФ

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты РФ, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения города Москвы, научного сообщества, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественных организаций, работающих в сфере сиротства.

В рамках круглого стола эксперты БФ «Арифметика добра» представили проведенный анализ существующих профессиональных стандартов в РФ, различные подходы к деятельности специалиста, работающего в организации для детей-сирот, а также анализ российских и зарубежных практик в области семейного воспитания. Кроме того, на мероприятии состоялось обсуждение проекта профессионального стандарта «Специалист в области семейного воспитания», были рассмотрены вопросы, касающиеся создания инструментария профстандарта, области его применения и другое.

Напомним, что постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» определено реформирование всех организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному типу. Главной функцией таких организаций стала подготовка детей к жизни в семье и их устройство в семью. Все это требует переподготовки всех воспитателей организаций, занятых семейным воспитанием, а также уходом, присмотром за детьми, подготовкой их к жизни в семье, социализацией. Сегодня очень остро стоит вопрос о поддержке бывших воспитанников интернатов, поскольку только небольшой процент выпускников успешно социализируется в современном обществе.

Наиля Новожилова, Председатель правления БФ «Арифметика Добра» прокомментировала необходимость разработки профстандарта так: «На сегодняшний день в сиротских учреждениях 80% детей подросткового возраста, и каждый из них с непростой судьбой. Задача детского дома очень объемная - вернуть ребенка в кровную семью. Если этого не получается сделать, то задача - найти ему приемную семью, и вместе с тем подготовить к самостоятельной и благополучной взрослой жизни. Конечно, ключевая роль отводится воспитателям или, как в некоторых учреждениях их называют, социальным мамам, тетям. –При этом ни в одном ВУЗе и ССУЗе не объясняют, как работать с детьми-сиротами, их особенностями и потребностями. Тем временем, существуют определенные методики, технологии и базовые принципы работы с данной категорией детей. Мы хотим добиться появления такого курса обучения в ВУЗах и ССУзах, а для этого сначала нужно утвердить профстандарт, затем федеральный образовательный стандарт и после интегрировать в образовательный процесс».

В своем выступлении Владимир Кабанов, директор направления по взаимодействию с органами власти БФ «Арифметика добра», отметил: «Наш фонд является инициатором разработки профстандарта «Специалист в области семейного воспитания», потому что мы оказываем серьезную поддержку детям, находящимся под надзором и воспитывающимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постоянно общаемся с воспитателями и сотрудниками этих организаций, и у нас действительно много к ним вопросов. Когда мы проводили исследование – анализировали большое число специалистов, то увидели, что в основном, действующие воспитатели в организациях для детей-сирот имеют среднее образование – воспитатель дошкольной образовательной организации, то есть фундаментальной подготовки данные специалисты не имеют. Это серьезный пробел, на наш взгляд, таких специалистов нужно готовить, а для этого и необходим профстандарт, описывающий функции и трудовые действия, знания и умения, которыми должны обладать воспитатели».