Маше 18 лет и она учится в 7 классе. Не потому что прогуливала, не потому что не делала домашних заданий, а потому что Маша – сирота и система решила за нее, что она будет учиться по коррекционной программе. И она училась. Всем так было удобнее. В 16 лет Машу перевели в другой детский дом, где не побоялись, не закрыли глаза, а взяли и назначили комиссию, которая сразу же признала Машу способной к обучению по общеобразовательной программе.Количество детских домов, которые Маша сменила, очень ярко демонстрируют, что для системы – ребенок не равно личность. Ребенок – это просто личное дело, которое перемещают так, как считают нужным. 5 лет жизни обычная девочка, закончившая 1-й класс по стандартной программе, училась в коррекционной школе 8-го вида. С 8 до 13 лет.


В 13 лет Машу снова решили перевести, на этот раз в интернат в Ижевске, там она прожила еще два года. И закончила 8 класс коррекционной школы. Для детей с умственной отсталостью. И в 15 лет пришло новое распоряжение о переводе. В тот детский дом, где Маша живет сейчас.
«Мне было все равно, когда нужно было переезжать. Нас не спрашивали, не объясняли. Собираешь вещи и едешь. Вот и все. Когда я приехала в детский дом, где я сейчас, меня почти сразу отправили на комиссию, называется ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия, определяет, по какому образовательному маршруту следует идти ребенку). Со мной говорил психиатр, психологи, я рисовала, делала тесты, по школе отвечала и просто про жизнь. И с меня сняли диагноз, сказали, что я могу учиться в обычной школе. Так в 16 лет я попала в 6-й класс общеобразовательной школы. И тогда же меня записали в программу «Шанс» от фонда «Арифметика добра». Я получила репетиторов почти по всем предметам. Меня очень поддерживали. Представляете, в 16 лет в 6-ой класс. Но я не стеснялась детей, я стеснялась того, что так мало знаю. Но за год я стала почти отличницей, меня только учеба интересовала. Меня еще детский дом отправил в музыкальную школу, у меня идеальный слух, оказывается. Я играю на гитаре, балалайке и пианино. Принимаю участие в конкурсах.


Летом я ездила в кампус в Москву, это такой образовательный семинар, который делает фонд «Арифметика добра». Там я научилась контролировать свои эмоции, мы обсуждали, как правильно вести себя в обществе, говорили о безопасности и отношении к деньгам. Это было очень полезное время, для меня особенно. Я мало видела в жизни, плохо разбираюсь в финансах, других людях. «Шанс» – это такая программа, которая не просто готовит к экзаменам и помогает по школьным предметам, это такая программа, благодаря которой можно
разобраться в жизни. Я очень благодарна, что мне и ребятам из моего детского дома повезло в нее попасть. Это благодаря нашему директору, Татьяне Иосифовне, ей важно, что с нами будет в будущем».
Сейчас Маша занимается с репетиторами только по русскому и математике, у нее нет троек, она твердо знает материал и готовится к поступлению в московский вуз.