Я – ДЕТДОМОВСКИЙ

«Том успокоился, зубная боль ему надоела, и он ее отменил».
(с) М. Твен, «Приключения Тома Сойера».

Первое воспоминание Артема (здесь и далее имя изменено по желанию ребёнка) из детского дома – Новый год. «Мне подарили машинку на управлении, я знаю, что это я только-только попал в приют. Плакал сначала, а потом успокоился. Сейчас не знаю, о чем или о ком я плакал. Меня успокаивали воспитатели, что они говорили, я не помню».

Много прошло с того дня, как заплаканному мальчику подарили машинку. За эти годы в детском доме Тема научился не думать о своих чувствах. Взрослый и рассудительный, он запретил себе жаловаться и грустить. Маму мальчик не помнит, она ни разу не приходила после того, как ее сына забрала полиция, потому что она не могла позаботиться о нем.

Отказ воспринимать реальность так, как ее видят со стороны окружающие, помогает воспитанникам детских домов. Жалеть себя, скучать по дому, ждать, что вот все станет, как у всех – путь в никуда. Принятие того, что случилось, и умение жить в мире, отличном от мира большинства детей – то единственное условие, соблюдая которое, есть шанс оставаться счастливым.

В своем первом приюте Тема прожил 7 месяцев, затем был направлен в детский дом, где оставался 1 год и 9 месяцев, и снова был переведен по распределению из-за закрытия учреждения в новый детский дом, там оставался еще 3 года и 5 месяцев, и снова был вынужден переехать в очередной детский дом. Итого, ребенок сменил 4 места проживания, после сильнейшей травмы – потери семьи. В каждом новом месте проходит адаптация. Меняется абсолютно все – вещи, комнаты, правила, школы, города, взрослые. Уверенность, стабильность, крепкие связи, родные места и вещи – ничего этого нет, потому что однажды утром за тобой приходят и отвозят в новую жизнь.

Да, Артем очень плохо учился. Старался, но выходило все равно плохо. Сколько учителей он поменял за свою жизнь? Сколько новых правил ведения тетрадей слышал? Сколько раз сдавал и получал учебники?


«Я рано начал прогуливать, когда учился в школе, рядом с которой был компьютерный клуб, и я стал туда убегать. Меня ругали, но было все равно. Отношение ко мне было такое, знаете, ну, детдомовский».


Во время интервью Тема часто просит прощения, говорит вежливо, осторожно. Он выбирает слова, не произносит ничего лишнего, удивляется, чем вообще может быть интересна его жизнь.

«Мне говорили, что я плохо себя веду. Нас было немного в школе из детского дома, мы все были на виду. Я жил по справедливости, сам маленьким попал в систему, поэтому маленьких всегда жалел. И вот в школе были ребята старшие, они издевались над маленькими. И я заступился, я не боялся, нужно было подраться. Наказали только меня. Не слушали, вообще не разобрались, зачем я полез туда, так и сказали, что детдомовские всегда виноваты».

Первый раз Тему оставили на второй год, потому что в 4-м классе он проболел весь год. «В общей сложности, я за учебный год был в школе раз, наверное, 10. Все время были воспаление легких, горло, кашель. Я только выходил и сразу опять оказывался в больнице. Я специально не носил шапку, растегивался на морозе и простывал. Температура, больница. Я там не то что веселился, было скучно. Там были семейные дети, они лежали в больнице со своими родителями».

Саморазрушающее поведение, желание отключиться от реальности, сложности с обучением, отказ принимать нормы – именно так реагирует ребенок, оказавшийся в ситуации брошенности, ребенок, который не понимает, почему с ним происходит то, что происходит и зачем нужно ходить в школу, для чего нужно беречь себя. Условия больницы, где можно просто находиться и где от тебя ничего не требуют, напротив, очень понятны. То, что описывает Тема – депрессия, пережить которую ребенку очень тяжело.

«Про свою мать я ничего не спрашивал, вообще никогда. Мне сказали, что она родила еще ребенка, мальчика. Значит, у меня есть братик. Ему сейчас 7 лет. Это рассказали мне из соцзащиты люди, они просто узнали по моей фамилии. Приемные семьи ко мне приходили, хотели со мной познакомиться. Хорошие все, но я не хотел. Я всем отказывал, я детдомовский».

В своем последнем детском доме Тема познакомился с Ниной, она готовилась к выпуску и была круглой отличницей. Что разглядела эта девушка в мальчишке-двоечнике? Только она взяла его под свою опеку и стала заниматься уроками. «Нина, она очень умная, хотя всю жизнь прожила в детском доме. Круглая отличница, она заставляла меня читать, рассказывала разные вещи, буквально всему учила по школе, писать заставляла тоже. Мы и сейчас общаемся, она пошла учиться в педагогический университет. Наверное, это самый авторитетный в моей жизни человек».

Тема профессионально занимался футболом, был отобран в молодежную сборную, но вынужден был отказаться – в его медкарте указано, что в 2013 году он ломал колено, это является противопоказанием для игры в сборной. «Я больше всего в жизни жалею об этом переломе».

В программе «Шанс» Тема занимается с репетиторами по 7 предметам: русский, математика, английский, география, биология, история и информатика. Он не прогуливает и смог за год активных занятий окончить сразу 5 и 6 класс. Когда он окончит школу, ему будет уже больше 20 лет.

«После 11 класса я иду учиться в институт, планирую быть преподавателем физкультуры в школе и тренером по футболу. Главное для меня сейчас – учеба, я потерял много времени, но все равно успел. Я мечтаю о двух вещах в жизни: закончить школу и побывать в Мадриде, это столица, там должно быть очень красиво».

Тему можно назвать стеснительным, можно недоверчивым, но его неразговорчивость и напряженность моментально пропадают, когда он слышит, что он огромный молодец и у него все обязательно в жизни сложится, несмотря ни на что.

«Главное – это уметь уважать, это первое, это самое важное. Я вот не уважаю тех, кто сам не делает то, чего требует от других. За свои слова нужно отвечать, быть примером в том, во что ты сам веришь, понимать, о чем говоришь».

Любимый герой мальчика – Человек-Паук: «Мне нравится, что с ним в детстве приключилось что-то такое необычное и он с этим справился». В жизни Артема тоже случилось необычное, и справился он еще лучше супер-героя со сверхспособностями. Осталось совсем немного до того дня, когда высокий, чуть нахмуренный парень выйдет навсегда из стен интерната и окажется в мире, полном плохого и хорошего.

Тема очень старается и за год проходит программу 2-х лет: в этом году 5 и 6 класс, а в следующем – 7 и 8. Еженедельно мальчик занимается по 7 предметам, а это 4830 рублей в неделю. Без вашей помощи нам не оплатить такие интенсивные занятия, а Артему они очень нужны. Пожалуйста, помогите нам дать ему как можно больше знаний, подготовки и поддержки перед тем, как он окажется в мире взрослых. Даже небольшое ежемесячное пожертвование – это много, если нас много.

Автор: Вестфалл Маргарита